Экологические практики
26 декабря 2017 г.
Рубрика: Информация к размышлению
Ваш отзыв
1709 просм., 1 - за сегодня
Мусорный коллапс, случившийся в этом году в Московском регионе, если посмотреть на него ретроспективно, — закономерен. Власть, не замечавшая проблему мусора до 2014 года, не добилась значимых результатов благодаря «мусорной реформе» 2014 года.
«Мусорная реформа», начавшаяся с принятия поправок в Федеральный закон №89 «Об отходах производства и потребления», ставит перед собой задачу изменить структуру обращения с мусором в сторону увеличения доли переработки мусора до европейских показателей (30–50%). Ныне лишь 1% мусора перерабатывается во вторичное сырье, 6% — сжигается, а остальное отправляется на свалки.
О ходе реформы и ошибках, допущенных при ее реализации, можно почитать в спецпроектах, вышедших в конце года в крупных федеральных изданиях («Коммерсант» и РБК). Сейчас хотелось бы приземлиться на троицкую землю и поговорить о конкретных шагах, которые приближают нас к более цивилизованному обращению с мусором.
В крупном городском исследовании «Механика Москвы», включавшем Троицк и опубликованном в 2015 году (то есть в самом начале «мусорной реформы»), получены такие данные об отношении троичан к повседневным экологическим практикам:
- 4% занимаются раздельным сбором мусора
- 11% сдают батарейки на утилизацию
- 4% сдают макулатуру
- 19% вторично используют бумагу в качестве черновиков
- 4% чаще используют бумажные, а не пластиковые пакеты
Это откровенно низкий уровень вовлеченности в повседневные экологические практики: средний троичанин в три раза реже ими занимается, нежели средний москвич. Принято считать, что в Троицке хорошая экологическая ситуация, и, видимо, многих людей это успокаивает.
С того момента, когда проводилось исследование «Механика Москвы», многое изменилось: во-первых, в Троицке по всему городу появились 24 стационарных пункта раздельного сбора мусора (бумага, стекло и пластик), благодаря чему, по крайней мере, ситуация с раздельным сбором мусора определенно улучшилась; во-вторых, аналитический центр НАФИ дважды (в 2015 и 2017 годах) проводил всероссийский опрос об отношении россиян к раздельному сбору мусора, его результаты говорят о том, что людей, готовых пользоваться расположенными поблизости контейнерами для раздельного сбора мусора, за промежуток между опросами стало в 1,5 раза больше (56% против 34%); в-третьих, в городе уже несколько лет действует ежемесячный Фримаркет — мероприятие, в рамках которого происходит обмен личными вещами (в основном одеждой). Это позволяет с бо́льшим уважением относиться к старым вещам, находить им лучшее место, нежели дальний угол в шкафу, а также устраняет необходимость в покупке новых вещей, когда старые надоели и потеряли привлекательность.
Стоит отдать должное всем, кто принимал участие в перечисленных изменениях, и зафиксировать достигнутые результаты. В дальнейшем можно двигаться по пути увеличения вовлеченности в существующие экологические практики и создание новых, более интенсивных. Собственно, какие еще микро-шаги способен сделать обычный троичанин, чтобы приблизить новую эпоху цивилизованного обращения с отходами?
- Утилизировать пищевые отходы. На данный момент стационарные площадки по раздельному сбору мусора позволяют утилизировать три фракции мусора: бумагу, стекло и пластик. По статистике они составляют 44% (бумага — 35%, пластик — 6%, стекло — 3 %) от всех бытовых отходов. Крупнейшей фракцией, как вы можете догадаться, являются пищевые отходы (40%), для их утилизации в сельских условиях используют компостные ямы, однако и в городских условиях существуют различные решения. Оптимальный вариант для квартиры небольшой площади, где нет места для домашнего компостера и нет возможности адекватно захоронить компост, — измельчитель пищевых отходов, который устанавливается под кухонной раковиной. Он измельчает пищевые отходы под напором воды и в таком виде отправляет их в канализацию.
- Утилизировать TetraPak и жесть. TetraPak, используемый в упаковках для молока и сока, содержит одновременно пластик, бумагу и металл, поэтому его нужно утилизировать отдельно от пластика. В целом, TetraPak и жесть (3% от всех бытовых отходов) накапливаются значительно медленнее, чем пластик и бумага, поэтому достаточно, чтобы в городе возник ежемесячный мобильный пункт для их сбора. А обычным людям достаточно на балконе завести пакет, где TetraPak и жесть будут храниться в течение месяца.
- Найти пункты утилизации опасных отходов (например градусников), лампочек, бытовой техники, резины и прочих. Всё перечисленное по-хорошему вообще не должно попадать на свалки (это чрезвычайно опасно). Заходите на сайт recyclemap.ru — там собрана вся информация о ближайших пунктах утилизации. Некоторые отходы можно сдать прямо в Троицке (ртутные лампочки принимают в офисах управляющих компаний «ТроицкЖилСервис» и «Талион»).
- Отказываться от бесплатных пластиковых пакетов в магазинах. Наверное, у каждого дома найдется целая полка под различные пластиковые пакеты, большинство из которых достались нам бесплатно, а разлагаются — полвека (только Москва выбрасывает на свалки порядка 5 млрд пакетов в год. — Прим. ред.). Мы берем их, потому что некуда иначе положить покупки, но разве это достаточно хорошее оправдание? Берите всегда с собой большую и компактную в сложенном виде сумку (например плащевую или сетчатую).
- Сокращать свои отходы. В конечном счете, непищевыми отходами являются упаковки, которые нужны для транспортировки товаров, поэтому потребляя больше локальных продуктов (не требующих упаковки или упакованных в бумажные пакеты), мы вырабатываем меньше мусора.
Возмутительная история с полигоном «Малинки» заставляет нас всех задуматься: как следует себя вести по отношению к отходам, которые мы вырабатываем, чтобы в открытии новых полигонов просто не было никакой необходимости?
Григорий Дьячков
48 736 — столько подписей жителей под обращением против возобновления работы полигона «Малинки» было передано (фото вверху) президенту РФ, председателю правительства РФ, мэру Москвы, в Госдуму и Совет Федерации. Из них 7 912 подписей собрано в Троицке и окрестностях.
8 км — расстояние от Троицка до полигона «Малинки». Расстояние до ближайшей жилой застройки составляет менее 500 м.
700 мусоровозов в день, по предварительным расчетам, будут проезжать по Калужскому шоссе, если полигон начнет свою работу и будет принимать 1 млн т отходов в год.
4 отказа получил троицкий штаб «За Новую Москву без свалок» при попытке организовать митинг в Троицке. Аналогичные отказы были получены в Краснопахорском, Вороновском и Щаповском поселениях.
5 исков подано в суд на незаконный отказ префектуры ТиНАО согласовать пикеты и митинги в Троицке. На первое заседание представители префектуры не явились.
99% твердых коммунальных отходов в России захораниваются на полигонах. Для сравнения, в 2017 году в Швеции этот показатель равен 1–2%.
23 источника химического загрязнения будет в составе выбросов предприятия. Из них несколько чрезвычайно- и высокоопасных — канцерогенный бенз(а)пирен сероводород, гидроксибензол, формальдегид.
11 000 000 т производит ежегодно московский регион. Это 16% всего российского мусора.
1 500 га составляет площадь легальных свалок в Подмосковье — почти столько же, сколько площадь внутри Садового кольца Москвы.
2017 год назван в России Годом экологии.
«Слухи ходили летом». Так на вопрос, знали ли власти Троицка о готовящемся проекте, ответил глава Троицка Владимир Дудочкин. Администрация города в противодействии полигону ограничилась несколькими устными запросами.
«В настоящее время завоз отходов для размещения на полигон прекращен». Такой ответ от Департамента природопользования и охраны окружающей среды Москвы получили жители в каждом из примерно тысячи обращений по поводу возобновления работы полигона. Но вопрос, что происходит сейчас, департаменту не задавали. Жители ищут ответ, что скрывается под названием «опытно-экспериментальная площадка» (а именно так называется полигон) и почему чиновники говорят, что свалки не будет, а сами закупают технику на сотни миллионов рублей.
«Нельзя поощрять ситуацию». Сказал президент Путин в разговоре с министром природных ресурсов и экологии Сергеем Донским. «Когда в одном месте полигон закрывают, а в другое место в совершенно неконтролируемом масштабе начинают свозить, на неподготовленные площадки, опять рядом с жильем и так далее. Это вызывает абсолютно законную негативную реакцию людей», — отметил президент. «Мусорная тема» не сходит со страниц СМИ этой осенью. Экстренно закрытый полигон «Кучино» продолжает вонять из-за неправильной рекультивации, жители Воскресенского района перекрыли федеральную трассу М-5 в знак протеста против мусоросжигательных заводов, клинчане круглосуточно дежурят у полигона «Алексинский карьер» и не пускают мусоровозы, а в Серпухове объявлена массовая голодовка против работы полигона «Лесная».
«В указанном вами месте будут проводиться работы по установке искусственных новогодних елей». Так в префектуре ТиНАО объяснили отказ в проведении митинга на Сиреневом бульваре 10 декабря. В качестве альтернативной площадки была указана Академическая площадь, но там устанавливают «арт-объекты для новогоднего фестиваля». Почему власти не выйдут на митинг и не подтвердят публично, какая судьба ждет полигон, а вместо этого запрещают его проведение?
«В ближайшее время я, наверное, подпишу распоряжение о консервации данного объекта». Мэр Москвы Сергей Собянин, выступая на конференции московского отделения «Единой России» 12 декабря, заявил, что скоро подпишет распоряжение о консервации «Малинок». Мэр назвал слухами информацию о возобновлении работы полигона.
19 декабря Собянин подписал распоряжение о консервации «Малинок», однако это не гарантирует, что в будущем на полигон не повезут мусор.
См. в той же рубрике: