Муниципальные выборы в Москве
02 октября 2017 г.
Рубрика: Информация к размышлению
Ваш отзыв
1424 просм., 1 - за сегодня
Предупреждение о возможном конфликте интересов: автор данной заметки — кандидат на выборах и депутат Совета депутатов Троицка
10 сентября москвичи выбрали муниципальных депутатов в 125 районах Москвы. Рассказываем о главных итогах и последствиях.
Дмитрий Гудков на встрече с кандидатами в Троицке
В полной тишине
Летом освещение предстоящих выборов свели к минимуму. По данным «Ведомостей», решение об отказе от информационной кампании принималось вице-мэром Москвы Анастасией Раковой. На участки при помощи административного ресурса должны были прийти только лояльные действующей власти люди. Информирование было провалено образцово-показательно: избирательные комиссии не повесили даже традиционные объявления о дате голосования на подъездах.
Не было ни телевизионных дебатов, ни смс-рассылки — ничего. Вместо этого мэрия Москвы развернула партизанскую операцию. Хорошо иллюстрирует их методы ситуация в Троицке. По информации «ТрВ», еще в начале лета кандидаты от «Единой России» (в большинстве руководители муниципальных учреждений) составили списки сторонников — от 400 до 800 человек от каждого. По этим, «проверенным», людям и ходили потом агитаторы, убеждая проголосовать за всех членов «пятерки», а в день голосования — строго контролируя явку. Автору заметки многие троичане жаловались: мол, к ним настойчиво обращались по нескольку раз, некоторым перед выборами дали памятку с фамилиями кандидатов. Чтобы не забыть, где поставить галочку.
«Сушка явки» политтехнологам удалась: в целом по городу на выборы пришли всего 14–15% избирателей. Это вдвое меньше, чем на выборах в Мосгордуму два года назад, и в пять раз меньше, чем на федеральных выборах. Правда, Троицк на фоне Старой Москвы выгодно отличился: явка у нас составила 24,71%.
«Единая Россия» подтвердила свое представительство
Несмотря на то, что на этих выборах зарегистрировалось рекордное количество кандидатов — больше 8000 человек, — положение партии власти в итоге не пошатнулось. Мундепов-единороссов в целом по Москве стало даже больше. Троицк тоже увеличил показатели: в новый созыв прошли 19 административных кандидатов — на одного больше, чем в прошлый.
Интересен тот факт, что в прошлом электоральном цикле административные кандидаты шли на выборы как самовыдвиженцы. Внимательные троичане вспомнят, что в 2013 году 18 мест заняла «Команда новых возможностей», в которой по бумагам никто не выдвигался от партии. Четыре года спустя всё те же люди приняли участие в партийных праймериз. Остается надеяться, что за следующие пять лет действующие депутаты разберутся, как себя называть — «Команда новых возможностей», «Единая Россия», «Команда Троицка» или еще как-нибудь.
Парламентская оппозиция осталась не у дел. КПРФ, ЛДПР и «СР» снизили свои представительства в муниципалитетах с сотен человек до единиц.
Успех демократов
Выборы получились достаточно успешными и для оппозиционных кандидатов. «Объединенные демократы» при поддержке инфраструктурного проекта Дмитрия Гудкова и Максима Каца получили 266 мест в 62 муниципальных собраниях Москвы. Большая часть кандидатов выдвигалась от «Яблока», другие шли на выборы как самовыдвиженцы.
Штаб проекта помог кандидатам в юридических вопросах, организовал фандрайзинг и обеспечил медийную поддержку. Проекту удалось собрать около 13 млн руб., самим кандидатам — еще 40 млн руб. Ставка делалась на активный поквартирный обход, качественные печатные материалы и геотаргетированную рекламу (за несколько дней до выборов жители района видели призыв голосовать за конкретных кандидатов).
В Троицке, в избирательных округах на 40-м и 41-м км, выдвинулось восемь кандидатов из проекта Гудкова, правда, пройти в Совет удалось лишь одному, и то «на волоске» — отрыв от конкурента составил 15 голосов.
Поляризация районов
Демократы получили такой результат за счет активности — им удалось привести на выборы своих сторонников. Провластные кандидаты прошли за счет тишины и «подпольной» работы с лояльными избирателями. Ставки и тех и других на свои методы сработали. И это привело к поляризации Москвы.
Теперь в части столичных районов «Единая Россия» превратилась в оппозицию — там в муниципальных собраниях у партии власти нет большинства. Где-то, например в Гагаринском районе, единороссы вовсе потерпели сокрушительное поражение — все 12 мест заняли их конкуренты. В других частях города (в основном на севере и востоке) — обратная ситуация.
То, как именно распределились районы, натолкнуло активистов и журналистов на неожиданные выводы и появление термина «протестный пояс Москвы». Действительно, большинство муниципалитетов с представителями демократов находятся в ЦАО, ЮЗАО и ЗАО. Прослеживается даже корреляция между результатами голосования и велосипедной инфраструктурой районов.
Что дальше?
Выборы прошли, следом за ними прошли и первые заседания советов депутатов. Там, где большинство одной из политических сил очевидно, интриги не было: в Гагаринском районе с его абсолютным «яблочным» перевесом главой муниципального округа стала член партии и депутат со стажем Елена Русакова, в Троицке председателем в очередной раз выбрали Владимира Бланка. Там же, где силы примерно равны, развернулась настоящая борьба: сейчас депутаты спорят о том, кто станет председателем собрания, но скоро будут видны первые результаты работы.
Через год в Москве состоятся выборы мэра. Чтобы преодолеть законодательный барьер и поучаствовать в выборах, потенциальным кандидатам нужно собрать 110 подписей муниципальных депутатов — по одной из каждого района. Очевидно, Сергей Собянин (если соберется на следующий срок) с такой задачей справится, а вот для экс-депутата Госдумы Дмитрия Гудкова, который уже заявил о желании баллотироваться, это будет непросто: его проект обеспечил появление сторонников только в 62 районах из 110 необходимых.
Елена Верещагина
Источник: «Медуза»
См. в той же рубрике: