Готовиться к модернизации или подождать? Совет 21.05.09
25 мая 2009 г.
Рубрика: Дела депутатские
Ваш отзыв
708 просм., 1 - за сегодня
Выступив на Часе Администрации, глава города В.В.Сиднев рассказал депутатам о ситуации, в которой находятся муниципальные образования и сфера ЖКХ в связи с принятием в последние годы некоторых законов.
Жилищный кодекс возложил обязанности капремонта жилья на собственников; при этом в нем предусматривалось передать жилье в «кондиционном состоянии», что сделано не было. Люди приватизировали жилье в том состоянии, в котором оно находилось – где-то лучше, где-то хуже, где-то – хуже некуда. Чтобы как-то решать вопросы ремонта, был принят так называемый 185-й федеральный закон, который предусматривал способы выделения средств на ремонт жилья. Но для участия в программах, предусмотренных этим законом, муниципалитеты должны удовлетворять ряду условий, всего их 12. Об одном из них говорилось неоднократно – создании ТСЖ и постепенном увеличении процента жителей, в них состоящих. В текущем году удалось создать в городе достаточно таких организаций, что позволит получить 35 млн рублей на капремонт жилья. Но в законе имеются и другие условия – в том числе, что не менее 50% предприятий, оказывающих коммунальные услуги, должны быть в частном владении, т.е. доля муниципалитета в их уставном капитале не должна быть более 20%. (То, что в Троицке управляющие компании частные, было одним из критериев, позволивших получить эти 35 млн). Но в следующем году, если хочешь участвовать в подобных программах, надо иметь 70% частных предприятий коммунального хозяйства.
Кроме того, существует сложнейшая проблема реконструкции муниципальных предприятий, прежде всего котельной. Пока удается поддерживать работу котлов, но те из них, что выработали сроки эксплуатации, могут выйти из строя в любой момент. Проект реконструкции котельной разработан, но на него нужно около 500 млн рублей. Найти их можно, привлекая инвесторов, готовых вложить деньги в модернизацию предприятия. Разумеется, они становятся совладельцами котельной. Таким путем пошли уже многие муниципалитеты. Правда, во многих случаях это делается уже тогда, когда котельные накапливают огромные долги, приходят в аварийное состояние. Местные власти тогда соглашаются отдать их на любых условиях, лишь бы иметь тепло. Вряд ли такая политика разумна.
Далее слово было предоставлено представителю Межтопэнергобанка А.А.Ионову, основные моменты выступления которого я постараюсь воспроизвести.
Данный банк создан выпускниками Физтеха и среди прочих проектов занимается инвестициями в предприятия коммунального хозяйства Московского региона. Проекты модернизации реализованы в Королеве, в Волоколамском районе и т.д., сейчас идет работа в Балашихе. Имеются два пути модернизации: путь накопления собственных средств (он длительный и неэффективный) и путь внешних инвестиций – быстрый и результативный. Конкретный механизм включает ряд этапов преобразований муниципальных предприятий (МУП), определяемых решениями местных органов власти и договорами. В частности, МУПы преобразовываются в акционерные общества со 100% муниципальной собственностью, которые затем выкупаются банком по рыночной стоимости. Стоимость котельной сейчас примерно 190 млн рублей, в ее модернизацию банк вкладывает порядка 500 млн.
Депутатов, естественно, волновал вопрос: не произойдет ли резкого повышения тарифов на тепло после перехода большей части акций в частные руки. Ответ был такой: тарифы на тепловую энергию устанавливаются региональными властями независимо от формы собственности – частной, муниципальной или какой иной. Для инвестора важна финансовая эффективность проекта. Если в течение 5 лет доходность будет не менее 18%, то этого вполне достаточно. Снижение издержек производства должно произойти, прежде всего, благодаря новым технологиям, более эффективному использованию ресурсов. (Глава города напомнил, что 60% издержек котельной приходится на газ, электричество, воду. Вряд ли стоит надеяться, что в ближайшие годы тарифы на них перестанут расти.)
Депутат Т.Г.Коваленко, член Совета директоров Троицкой камвольной фабрики выразила опасение, не будет ли в результате приватизации разрушена работа котельной, ведь, к примеру, управляющие компании работают не лучше, чем старые ЖЭКи. В.В.Сиднев поинтересовался: а правильно ли поступили, когда приватизировали ТКФ вместе с котельной – об этом как-то не беспокоились. Что же касается самого процесса модернизации, то основные проблемы необходимо предусмотреть при заключении договора. Коллективы наших предприятий работают хорошо, но что они будут делать, когда котлы, многим из которых по 40 лет, начнут «сыпаться». Смогут ли они в рыночных условиях привлечь 500 млн рублей инвестиций – это весьма сомнительно.
О.В.Каравичев поинтересовался, возможно ли, чтобы жители тоже стали акционерами этого предприятия, ведь доходность 18% — это выше других форм вкладов. Ответ: инвестор будет рад такому партнерству. Также депутаты интересовались вопросами гарантий коллективу котельной и другими аспектами возможных перемен.
С принципиальными возражениями выступил В.А.Зуев. Он сказал о больших опасения по поводу того, что основные артерии города попадут в частные руки. Городские власти для того и избираются, чтобы управлять хозяйственной жизнью города. Система ЖКХ хорошо отлажена, а способов привлечь деньги есть много. «Так попробуйте найти эти деньги – или хотя бы покажите, где они лежат. А насчет управления городским хозяйством – поищите в 131-м законе (о местном самоуправлении), где такое сказано… или где там говорится о возможности финансирования из горбюджета городских предприятий…» — отреагировал В.В.Сиднев.
Поставленная проблема, конечно, очень важна для будущего города, и обсуждение было полезным. Итогом заседания было мнение, что администрации города следует создать рабочую группу по подготовке рекомендаций о способах привлечения инвестиций для модернизации предприятий ЖКХ с привлечением в нее всех заинтересованных сторон.
Комментарий
Вопрос о приватизации всегда сложный и требует осторожности, просчета вариантов и пр. Главные критерии здесь такие: надежность обеспечения (нельзя забывать и о перспективе – будет ли надежность в будущем) и эффективность работы, т.е. цена производимых услуг.
К сожалению, обычный образ действий на Руси таков: пока гром не грянет, мужик не перекрестится. Другими словами – решения принимаются, когда все рухнуло и нужно в авральном режиме спасать. Методы, итоги и цена авральных решений всем понятны. Но зато никто не упрекнет, что что-то сделал не так – ведь другого выхода, как правило, уже нет. Так люди почти инстинктивно уходят от ответственности за принятие содержательного решения.
Но есть и принципиальное отрицание приватизации муниципальных предприятий. Возможны разные причины для такой позиции. Одну из них высказал В.А.Зуев: городские власти в принципе призваны управлять городским хозяйством. Но тут стоит вспомнить не столь давнюю историю, как предыдущая администрация «управляла» этим хозяйством.
Дела творились удивительные. МУП «Дирекция единого заказчика» собирала деньги с жителей, но не все отдавала производителям услуг (котельной, водоканалу и т.д.). А что им делать, ведь они – управляемые, предыдущих директоров уволили почти сразу после прихода Найденова. Тридцать миллионов рублей ДЕЗ просто «оставила себе», после чего оказалась банкротом и тихо ушла со сцены. (Такая работа и нравится Т.Г.Коваленко?) Что-либо взыскать город не мог: ведь это муниципальное предприятия – все претензии обращаются к городскому бюджету. Я далек от мысли, что директор ДЕЗа оставлял все эти деньги себе – ведь он «управлялся городскими властями». Так что для кое-кого управление городским хозяйством – прекрасная вещь. Вероятно поэтому, В.А.Зуев, бывший в те годы юристом администрации, считает так же.
Кратко
Структура Администрации г. Троицка вновь претерпела изменения. На этот раз это было вызвано сугубо внешними причинами. Областное министерство финансов сообщило, что расторгает соглашение с Администрацией, по которому финансовые дела города вело структурное подразделение областного Минфина – Троицкое финансовое управление (ТФУ). Теперь ТФУ будет (как и было когда-то) подразделением городской Администрации. Причина этих метаморфоз – область, находясь в тяжелом финансовом положении, ищет пути сокращения своих расходов. К счастью, средства на содержание новой структуры область выделила сразу же, хотя из 15 штатных единиц две пришлось таки сократить. Начальник управления становится замом главы Администрации. Совет утвердил новую структуру.
В октябре этого года в Троицке состоятся выборы нового состава Совета депутатов. В соответствии с требованиями закона, Территориальная избирательная комиссия представила схему многомандатных округов для проведения голосования, в которой все жилые дома распределены по округам и указаны избирательные участки. Принцип остался прежним: в городе будет четыре округа, в каждом избирается по пять депутатов.
Александр Гапотченко
См. в той же рубрике: