Кому мешают референдумы?
Итак, президентские выборы в Троицке сопроводил общественный скандал. Его шум стал слышен далеко за пределами города: о случившемся сообщили «Газета.ru» и «Эхо Москвы». По решению Совета от 15 января, вместе с выборами должен был состояться референдум по размещению третьего храма в лесу на Октябрьском. И не состоялся.
Как уже сообщал «ТрВ», Совет отменил собственное решение 21 февраля. Причиной стал протест прокурора Троицка Людмилы Ануфриевой: по её мнению, город не в праве решать судьбу лесного участка, поскольку это земля Гослесфонда, то есть государственная.
«Как только землю переведут из государственного ведения в городское, её сразу же отдадут церковной общине. Референдума не будет уже точно», — говорит глава инициативной группы «зелёных» Станислав Тихонов. Для такого пессимизма есть повод: Совет отменил референдум без каких-либо намерений назначить его после.
Комментируя слухи о давлении со стороны областного руководства и РПЦ, прокурор подчеркнула: «Никакого давления не было. На меня давить вообще невозможно». Вместе с тем нельзя не отметить, что за день до появления прокурорского протеста в Совет пришло письмо за подписью Валерия Чернова, министра по делам территориальных образований Московской области («Компромат.Ru» называет его «серым кардиналом» Подмосковья). В письме Чернов высказался против референдума, прибегнув к той же самой аргументации.
Напомним, что инициатива провести референдум принадлежала мэру Виктору Сидневу, как и намерение построить храм. От идеи храма мэр не отказывается, в связи с чем «зелёные» обратились в Подольский районный суд с просьбой признать отмену референдума незаконной (их аргументация: п.9 ст.22 ф.з.131 даёт право отменять референдумы лишь суду). 28 февраля суд отказал «зелёным», причём использовал доводы не министра и прокурора, а собственные и весьма неожиданные: референдум разжёг бы межрелигиозную рознь. «Заключение суда не имеет отношения к материалам дела, суд не ответил на наши вопросы. А главное, так и нет судебного решения, отменяющего референдум», — говорит Станислав Тихонов. Он также подчёркивает, что «письмо областного министра фигурировало в материалах, однако суд не счёл нужным задуматься, нет ли здесь вмешательства в дела города, правонарушения».
«Нельзя однозначно ответить на вопрос, только ли суд имеет право отменять референдумы, — отмечает юрист Владимир Зуев, председатель правового комитета Совета. — Я склоняюсь к точке зрения протестующих, но в законодательстве по этому вопросу есть определённый пробел». Также Зуев считает: «Подобного в российском правовом цирке ещё не было. Сначала принять решение о строительстве храма, потом отказаться от этого решения и назначить референдум, причём на некотором пафосе, а потом под давлением отменить референдум... Совет сам себя высек, как унтер-офицерская вдова».
Иначе прокомментировал ситуацию, напомним, наш автор Александр Гапотченко — в прошлом номере «ТрВ»: «Какой выбор был у мэра и депутатов города, весьма зависящий от хорошего отношения областных и федеральных властей? Если они заботятся, чтобы планы развития города осуществлялись и далее, ответ однозначный. Такова наша действительность. И так будет, пока город не станет хотя бы финансово независимым». Опасения потерять расположение губернатора стали для Троицка традиционными: последний раз они звучали в связи с выборами Госдумы — из-за низкого (относительно страны) результата «Единой России». Полагающиеся городу по закону дотации область отменить не в силах, однако «бонусное» финансирование зависит от взаимоотношений мэра и губернатора напрямую. Нынче Троицк, как это часто звучит, на хорошем счету: весь прошлый год город говорил о дворце спорта, школе искусств, новом Сиреневом.
Кому нужна отмена референдума? Вопрос об участии в этой истории РПЦ остаётся вопросом. Ни Московская епархия, ни Отдел внешних церковных связей не комментируют произошедшее. В кулуарах «белого дома» об участии Московской епархии сообщают как о факте, но никто не ссылается на официальный источник и не хочет им быть. Между тем, расположение областного руководства к Церкви известно достоверно. В августе прошлого года, на юбилее строительного комплекса Подмосковья, митрополит Ювеналий сказал: «Мне хочется отдельно поздравить Бориса Всеволодовича Громова как главного строителя России. Я свидетельствую, что за эти семь лет лицо подмосковной земли очень здорово преобразилось. Хочу сказать и о том, что за это время строителями Подмосковья было реконструировано более 1000 древних храмов и построено более 200 новых».
В масштабах местной политики, как часто бывает, вопрос решается в пользу фактора, который зовут респектабельностью. Активисты «противоборствующих сил» в данном случае — депутаты-противники референдума с одной стороны и «зелёные» с другой. Респектабельность — вещь субъективная, однако вряд ли рейтинг «зелёных» в этом смысле способен вырасти до рейтинга оппонентов.
А нам остаётся надеяться, что скандал не ударит по вере троичан в доброе, будь то Бог или демократия.
Сергей Рязанов
Фото — www.troitsk.ru
См. в той же рубрике: