Еще раз про любовь к природе
Ваш отзыв
1000 просм., 1 - за сегодня
Статья «В лесу нет туалета» Ларисы Харахиновой подвигла меня, наконец, откликнуться на эту животрепещущую тему. А собиралась очень давно, со времен (несколько лет назад) кампании под лозунгом: то ли «Лету – чистый лес!», то ли «Лесу – чистое лето!». Все, наверное, помнят и статьи в газете «Троицкий вариант», и растяжки в разных местах при входе в лес, и споры на форумах, как заставить людей не гадить, перерастающие в оскорбления противников своей точки зрения (что, впрочем, для форумов – обычное дело).
Короче, разговоров было очень много. Все жаждали прямо послезавтра добиться полной чистоты. Но что сделать, чтобы люди действительно перестали мусорить в лесу, так и осталось не выясненным. Были даже и некоторые дела, например рейд (а может, их было несколько, но мне кажется, что все-таки – один) по сбору мусора, после которого по всему лесу, в основном вдоль гуляльных тропинок, остались стоять мешки с мусором. Стояли они целый год, а потом, то ли от времени, то ли люди и собаки постарались, мешки утратили свою целостность, и весь собранный мусор оказался опять в месте своего первоначального пребывания, то бишь под елками и березами.
Все как в милые нашему сердцу советские времена: кампания прошла, а там хоть трава не расти. Она скоро уже и не будет расти, особенно по границе с городом: слой мусора покрывает ее практически сплошным слоем.
Старые (не в смысле возраста) жители города не дадут мне соврать, но уровень загрязненности леса не всегда был таким ужасающим. В те далекие времена, когда наш Троицк был еще не наукоградом, а простым Академгородком, и жили в нем в основном простые научные сотрудники-физики, лес был гораздо чище. Причин этому феномену, по-моему, две: 1) поголовная интеллигентность жителей и 2) малая плотность населения на квадратный метр леса.
Но к такой ситуации возврата уже не будет. И интеллигенцию нашу сильно разбавили вновь приехавшие, и плотность населения возросла непомерно. Как заставить людей не гадить в лесу? Ведь ни призывы, ни транспаранты, ни даже субботники ничего не меняют: гадили, гадят и будут гадить. Вывод очевиден: заставить невозможно – взрослого человека не переделаешь. Конечно, можно продолжать призывать, а субботники проводить время от времени просто необходимо, но надо отдавать себе отчет в том, что призывы ситуацию не изменят.
Упомянутая статья не выбивается из разряда жутьописательных и призывных материалов, а посему смысла в ней – чуть (в плане приближения эры чистоты), хотя в художественности не откажешь. Что же делать? Попробуем разобраться и пойдем от противного. Ведь есть же люди, которые не мусорят где попало. В чем их отличие от засранцев?
Мне кажется, все просто: не гадит тот, кто физически не в состоянии бросить бумажку или окурок не в урну. У них это в крови, на уровне врожденного инстинкта или выработанного рефлекса. Поэтому понятно, почему призывы ничего не меняют: у взрослого человека при отсутствии инстинкта чистоты от одних призывов рефлекс чистоты не появится. Рефлексы надо вырабатывать, и чем раньше, тем лучше.
Сейчас же не изменит ситуацию, как правильно отмечено в статье, и закон, по которому бы сажали за плевок на тротуар. И не потому что «наш умный народ станет плевать мимо тротуара – на травку», – куда кто плевал, туда плевать и будет. А потому, что мы – одной крови: и большинство правоохранителей не видят ничего ужасного в «плевке на тротуар», и сажать за плевки не будут, а будет очередной неработающий закон. Да и принятие такого закона нашим законодателем вряд ли возможно по той же причине.
Что же остается? Остаются дети. Дети – наше будущее и наше спасение. Мы должны вырастить поколение, в крови которого была бы физическая невозможность нагадить в лесу, на улице, в подъезде (приблизительно так, как у того американца из статьи).
Вспомним библейский сюжет про исход из Египта – 40-летнее скитание народа израилева по пустыне, пока на смену поколению рабов не пришло поколение свободных людей, воспитанных в духе завета и достойных вступить в землю Обетованную.
Короче, вот мое предложение. Надо поделить прилегающий к городу лес на участки и закрепить их за каждой школой города. В свою очередь школьный участок разделить между классами, всеми без исключения, начиная с первого, и в первую очередь с первого (мы знаем: чем раньше начать, тем лучше закрепляются рефлексы). И, как ни крамольно это звучит, поручить обеспечивать чистоту леса детям. Именно обеспечивать, а не проводить время от времени кампании и субботники. Ввести, например, урок экологии во всех классах и проводить этот урок исключительно практически, убирая в лесу мусор независимо от времени года. Родителям, желающим помогать своим детям в выполнении заданий этого урока, ни в коем случае не отказывать.
И на каждом таком уроке экологии учитель должен говорить детям, которые вышли убрать за нагадившими взрослыми: вот если бы дядя Вася, допив бутылку пива, не бросил ее в кусты, а положил в сумку и донес до мусорного бака, а тетя Зина, перепеленав своего младенца, не выбросила использованный памперс прямо на дорогу, а тоже положила в сумку и донесла до мусорного бака, то и убирать ничего не пришлось бы.
И тогда наши дети, собственными руками очистившие не одну поляну в лесу, отправившись на семейный пикник, уже не позволят родителю бросить бутылку в кусты, а родительнице свалить в кучу под елку остатки трапезы. Но чтобы ввести такую программу практического обучения экологии в школах города, без власть предержащих не обойтись. Вот и будет анализ крови новых депутатов и новой администрации.
Но надо понимать, что скорого чуда не произойдет: ни через год, ни через два в лесу не будет чисто, а вот через десять лет, когда дети, проводившие урок экологии в лесу за уборкой мусора, вырастут, – уже можно надеяться на видимый результат. А дальше должно быть еще лучше, пока на смену поколению засранцев не придет поколение чистюль, которые и своих детей будут воспитывать в духе порядка и чистоты не только дома, но и вообще. И тогда нам не нужно будет беспокоиться за наших внуков. А при такой школьной программе может случиться и пробуждение совести у взрослых засранцев: ведь у них тоже есть дети, для которых, как любой из нас, они готовы на все.
Людмила Прокопьева
Автор – по образованию физик и юрист (два факультета МГУ). В Троицке живет 32 года. А что пишет – предлагаем обсудить читателям.
См. в той же рубрике: