Троицк-2013: самооборона или развитие?
4 февраля в Доме ученых ТНЦ РАН состоялось очередное заседание Лебедевского клуба с заявленной темой «Троицк как «центр притяжения»». Ниже – статья одного из докладчиков, в которой он развивает идеи и предложения, прозвучавшие на заседании.
До выборов нового состава Совета депутатов Троицка осталось 8 месяцев. Какой Совет мы изберем? И важно ли это вообще для жителей Троицка, которые неожиданно для себя вдруг стали москвичами в середине прошлого года.
Опыт первых месяцев московской жизни стал для жителей Троицка довольно противоречивым. С одной стороны, колоссальные ресурсы московского бюджета позволяют легко решать задачи, на которые троицкий бюджет собирал деньги годами (например, достройка детсада на Нагорной). С другой стороны, несмотря на эти самые колоссальные ресурсы, ситуация в здравоохранении (теперь уже не контролируемая городскими властями), мягко говоря, не улучшилась. Это вызывает серьезные сомнения в эффективности московской системы городского управления. А наряду с очевидными проблемами, связанными со стратегией развития всей Новой Москвы, ставит серьезный вопрос о месте и задачах городской (муниципальной) власти в новых условиях.
Осенью закончился конкурс концепций развития территории Новой Москвы, в котором приняли участие не только российские ведущие специалисты по городскому развитию, но и выдающиеся представители западных архитектурных школ. Все как один заявили о необходимости реализации полицентричной концепции развития Новой Москвы, когда в рамках московской агломерации предполагается создание нескольких альтернативных Старой Москве центров притяжения. Экономическое и социальное развитие таких новых центров должно развернуть транспортные потоки, разгрузить центр Москвы от административных и бизнес-функций. При этом реализация такой стратегии возможна лишь при создании на присоединенных территориях нового качества жизни за счет создания новых высококвалифицированных рабочих мест, развития социальной, инженерной, транспортной инфраструктуры, строительства малоэтажного жилья повышенной комфортности. Именно такая концепция была неоднократно за последнее время поддержана мэром Собяниным в его выступлениях.
Но, как говорится, «гладко было на бумаге»… Вместо создания рабочих мест и развития инфраструктуры, то тут, то там возводятся новые микрорайоны многоэтажных жилых домов. В отсутствие новой социальной инфраструктуры дополнительная нагрузка ложится на существующую (прежде всего троицкую), что приводит к ухудшению качества услуг в троицком здравоохранении, образовании, других социальных сферах. А отсутствие новых рабочих мест уже довело транспортную ситуацию до критической.
Безусловно, отстаивание интересов городского сообщества в новых условиях и есть главная задача муниципальной власти. Но надолго ли?
Сегодня на территории Москвы существует две модели местного самоуправления (МСУ): общероссийская (на присоединенных в рамках Федерального закона 131-ФЗ) и московская (в рамках Закона Москвы №56 от 6 ноября 2002 г.). За годы правления Лужкова МСУ на территории Москвы было практически уничтожено: его полномочия (по сравнению с общероссийской моделью) урезали до предела.
Какая из двух моделей выживет? Сегодня есть сильнейшее давление московской бюрократии, направленное на приведение троицкой (общероссийской модели) к московскому стандарту. С другой стороны, мощное протестное движение конца 2011 г. и первой половины 2012 г. (центр которого, бесспорно, сосредоточен в Москве) привело к появлению новой волны московских муниципальных депутатов, которые хотят изменить ситуацию в Москве, привлечь население к участию в МСУ и усилить контроль за действиями московской власти. Очевидно, что это невозможно без коренного изменения существующей системы муниципальной власти в Москве и расширения ее полномочий. Правительство и мэр Москвы тоже это понимают. Их реакция на этот вызов – принятие в июле 2012 г. закона Москвы № 39 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных округов в городе Москве отдельными полномочиями г. Москвы», существенно расширившего полномочия муниципальных депутатов, но не предоставившего никаких материальных ресурсов для реализации этих полномочий.
В этих условиях задачей нового состава троицкого Совета должно стать, на мой взгляд, отстаивание полномочий МСУ нашего города. Без таких полномочий вряд ли город сможет влиять на стратегию развития присоединенных территории и, тем более, стать новым центром экономического, социального, культурного притяжения для жителей Новой Москвы. Для этой роли у Троицка есть много веских оснований: и многолетняя история ведущего научного центра Советского Союза, и Генеральный план, отражающий стратегию развития города-наукограда в условиях Новой России, и бесценный человеческий капитал, сформированный в советские годы, но слабо востребованный сегодня.
Представляется разумным, чтобы центры притяжения, которые будут развиваться в рамках Большой Москвы, обладали и достаточным уровнем самостоятельности в МСУ. То есть их модель должна, безусловно, быть ближе к общероссийской, чем к московской. Такими центрами в рамках московской агломерации могут стать (кроме Троицка), например, Зеленоград на северо-западе и Домодедово на юго-востоке. При этом первый сегодня является одним из административных округов Москвы с минимальными полномочиями МСУ, а второй является городским округом на территории Московской области (причем, одним из очень немногих, чей бюджет не является дотационным). Сохранение и развитие МСУ на территории Троицка может стать модельным экспериментом для будущих центров полицентричной модели.
Судьба этого эксперимента во многом будет зависеть от нового состава Совета, который мы изберем в сентябре этого года. Причем роль Совета в этом деле гораздо сильней роли администрации города, которая, в силу выстроенности вертикали исполнительной власти, весьма ограничена в своих инициативах. А значит, нам нужны самостоятельные депутаты, для которых интересы городского сообщества будут выше партийных и корыстных личных интересов.
В будущем году нас ждут выборы в Московскую городскую Думу и, возможно, досрочные выборы мэра Москвы. Именно новый мэр и новая Мосгордума будут решать судьбу реформы местного самоуправления на территории Москвы. И новый состав троицкого Совета должен принять активное участие в этой работе, отстаивая не только интересы жителей нашего города, но и добиваясь позитивного сценария развития присоединенных территорий. Только в этом случае мы можем надеяться на то, что будем жить в новой, современной городской среде, а не станем очередным унылым спальным районом на окраине Большой Москвы.
Виктор Сиднев,
директор наноцентра «Техноспарк»
См. в той же рубрике: