Оккупация (ч. 2)

02 ноября 2019 г. Распечатать запись  
Рубрика: Гайд-парк

Ваш отзыв
802 просм., 1 - за сегодня

(Окончание. Начало в № 991)

Новый приступ

Министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Михаил Мень без экивоков рассказал (еще 21 апреля 2018 года), что программу реновации планируют расширить на города с высокой инвестиционной привлекательностью застройки (ria.ru/20180421/1519141119.html). Вот она — суть реновации. «Государственная» и «социальная» программа возможна только в городах с «высокой инвестиционной привлекательностью». Остальные граждане России могут о халяве забыть — не вышли привлекательностью. Ответьте себе на вопросы: в чем заключается «социальность» реновации, если жилищные условия по метрам не улучшаются никому (жилая площадь метр в метр, хотите больше — платите!)? Почему ОБЩИЕ бюджетные деньги тратятся на людей, которые не являются формально малоимущими и не состоят на учете для улучшения жилищных условий?!

То есть сама идея порочна и имеет ряд нестыковок с законом, что не замедлилось проявиться и в Троицке. В м-не Солнечном, построенном по инициативе и в основном на средства горожан, по проекту были заложены еще два дома. В просторечии они назывались «муниципальными» — это означало, что их будет строить город. Когда и на какие средства — так и осталось тайной. Поскольку участок оказался в ведении Фонда реновации. Предложил ли его город, изъяла ли его Москва — не суть важно. Главное то, что пайщики Солнечного, впрягаясь в строительство микрорайона, знали и соглашались, что дома (по идее!) там должны быть. Здания имели строго определенные параметры, и жить в них должны были вполне определенные люди. Например троицкие очередники на улучшение жилищных условий. Часть квартир планировалось передать для действующих сотрудников городских научных учреждений и молодых специалистов, нужда в которых в институтах колоссальная.

Москва и реновация перевернули ситуацию с ног на голову. Во-первых, троицкие очередники из небольшой местной очереди перекочевали в многотысячную общестоличную — с совсем туманными перспективами. А  ведь даже в домах коммерческой застройки начала 2000-х город имел свою долю квартир, которые все-таки доставались очередникам. То есть реально НУЖДАЮЩИМСЯ. При реновации же — ВСЕ жители сносимых домов переезжают в новые квартиры. А  очередники остаются при своих печалях. К слову, лишь один из четырех домов, вошедших в первую волну реновации, действительно проще снести. И в нем всего лишь 18 квартир… Остальные дома (на улице Спортивной) не признаны ни ветхими, ни аварийными.

«Незначительные изменения»

Троицкий вариант воплощения оказался достойным наследником дефектной идеи. Фонд реновации, обрадовавшись удачно расположенному и «беспроблемному» участку, вознамерился распорядиться им по-свойски — построить 14-этажные дома. По слухам, на этой стадии троицкая администрация защитила права горожан и, взяв в качестве надежного щита Генплан города, доказала реноваторам, что многоэтажная застройка в микрорайоне незаконна. На этом ресурсы официальной обороны исчерпались. Далее все ветви троицкой власти пошли на поводу у инициаторов реновации, которым параметры бывших муниципальных домов показались недостаточными для начала проекта.

Через троицкий Совет депутатов были продавлены изменения в Правила землепользования и застройки (ПЗЗ). Из 15 депутатов (так себе кворум), присутствовавших 19.01.2019 на заседании Совета, за изменения проголосовали 11. Основные параметры предполагаемых домов, разумеется, заметно прибавили в весе. Вместо шести этажей стало семь (не считая восьмого «технического» этажа). Высота домов выросла с 25 до 28,5 м. Количество квартир увеличилось с 240 (в первоначальном проекте от 2011 года) до 294. Казалось бы, не так много, но их общая площадь выросла с 12300 м2 до 17500 м2 (более чем на 40%!). И наконец, площадь застройки увеличилась с 3184 до 4687 м2, а ее плотность — на 30%. По новому проекту, представленному застройщиками, АО «КапСтройСити», в просторечии ДСК-1, проходы между домами сузились до венецианских стандартов (окно в окно). Но больше всего поразил запланированный дефицит парковок — по нормам нужно порядка 230, предложено всего лишь 111. А «на сладкое» — не предполагалось никакого развития инфраструктуры, которая и с имеющимися-то домами, считай, не справляется. В  новейшем микрорайоне города регулярно происходят водно-канализационные аварии, скачет электронапряжение. А  изрядное амбре от КНС-27, едва ли ни каждый вечер достающее жителей Солнечного, стало уже притчей во языцех.

Попытки обитателей микрорайона отстоять свои права мирным путем переговоров с администрацией города и Фондом реновации, прямо сказать, провалились. Ни на какие компромиссы по содержанию нового проекта ни администрация, ни проектанты от ДСК-1 не идут. Притом что по указанию префекта округа создана «рабочая группа», состоящая из жителей Солнечного, представителей администрации города и компании-застройщика. Состоялось несколько заседаний, на которых процесс реновации обсуждался. Но и только. Столкнувшись со стеной непонимания и даже неприятия (обвинения в коллективном эгоизме, нагнетании напряженности в городе и даже дезинформации общественности), пострадавшие принялись искать правду на стороне.

Протесты и ответы

С официальным заявлением, подписанным 14 руководителями институтов и учреждений города, выступил Президиум Троицкого научного центра РАН. В заявлении была высказана серьезная озабоченность ущемлением прав горожан и головотяпскими методами осуществления реновации, а также особо указывалось на возможные негативные последствия для Троицка как наукограда. Это заявление было доставлено в приемную мэра Москвы С.  С.  Собянина. Притесняемые жители Солнечного принялись писать обращения во все возможные инстанции: в префектуру округа, в Мосгорэкспертизу (куда поступил на утверждение проект реновационных домов), Минстрой РФ, в прокуратуры всех уровней, в Государственную думу и даже на «Прямую линию» с президентом РФ.

Как правило, эти воззвания к положительному результату не приводили. Бюрократическая машина проявляла завидную устойчивость к реморализации. Первый способ отфутболивания жалобщиков — перекладывание ответственности друг на друга. Троицкая администрация указывала на то, что реновация — дело и компетенция целиком московские. Столичные же инстанции отвечали, что градостроительная политика в городе — безоговорочная прерогатива троицких властей. Второй способ — перенаправление жалоб для разбирательств ровно в те конторы, на которые люди жаловались (что, между прочим, однозначно запрещено законом). И наконец, третий и главный способ — на голубом глазу утверждать, что черное — это белое, и никаких законов не нарушено.

Но проблема для бюрократов заключалась в том, что в процессе протеста инициативная группа жителей, взявшая себе название «За гармоничный Троицк» (наступление Москвы грозит всему городу), набиралась и опыта, и знаний. Выяснилось, что утверждения о законности реновационного проекта в Троицке далеки от реальности. Изменения в ПЗЗ, проведенные через Совет депутатов, нелегитимны, поскольку внесены с грубым нарушением процедуры и вообще требуют публичных слушаний. А чуть позже выяснилось, что остатки леса в Солнечном, где собрались возводить реновационные дома, по-прежнему являются особо охраняемой зеленой территорией (ООЗТ), и жилищное строительство здесь ЗАПРЕЩЕНО.

О том, что и с самим проектом далеко не всё в порядке, стало ясно после отрицательного заключения Мосгорэкспертизы, которая сообщила, что по техническим параметрам проект годный, однако не соответствует ценовым нормативам. На самом деле, и тому, и другому радоваться не приходится. Претензии к проекту у жителей Солнечного как раз по технической части — с чем чиновники МГЭ, увы, не согласились. Зато им показалось, что нарушено «сметное нормирование и ценообразование». Я так полагаю  — завышено (или кто-то думает иначе?!). А  раз так, то строить будут ЕЩЕ ДЕШЕВЛЕ и экономить на самом необходимом. Например, на парковках и/или на инфраструктуре.

Но самую внушительную поддержку жители города получили от прокуратуры округа, что в Троицке на Солнечной, 10. И. о. первого зампрокурора округа Алексей Владимирович Дудкин признал доводы инициативной группы «За гармоничный Троицк» заслуживающими не просто рассмотрения, а конкретных дел по устранению допущенных нарушений законности.

Прокуратура округа в своем официальном письме сообщила, что изменения, внесенные троицким Советом депутатов в ПЗЗ, касающиеся строительства реновационных домов в микрорайоне Солнечном, НЕПРАВОМОЧНЫ. Троицкой прокуратурой внесено Представление о необходимости приведения в соответствие указанных правил.

Из Представления стоит выделить две цитаты (выделение мое):

«На данный момент Генеральным планом г.о. Троицк НЕ ПРЕДУСМОТРЕНО размещения объектов регионального значения ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА в рамках микрорайона Солнечный. <…> Вышеизложенное свидетельствует о ГРУБОМ НАРУШЕНИИ ДОЛЖНОСТНЫМИ ЛИЦАМИ АДМИНИСТРАЦИИ Г.О. ТРОИЦК… градостроительного законодательства, требований федерального законодательства».

Я не знаю, чем закончатся возникшие на ровном месте противостояние и, как следствие, напряжение в общественной жизни Троицка. Но очевидно одно — людям (и не только в нашем городе) давно надоело, когда их права ущемляются, а интересы игнорируются.

Илья Мирмов


«Незначительные изменения», превратившие муниципальные дома (обозначены на схеме красным цветом) в реновационные (обозначены розовым). Дворы, проезды и парковки уменьшились, зато высота домов выросла на 1,5 этажа. По самым свежим данным количество парковочных мест около домов снижено до 89 (!). Чем это грозит, можно видеть на примере современного состояния ул. Физической.

Ваши мысли

Скажите нам, что вы думаете...
и если вы хотите показать какую-то картинку в вашем отзыве, воспользуйтесь сервисом gravatar!

XHTML: Вы можете использовать следующие теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


См. в той же рубрике: