Что такое Генплан с позиции тех, кто создает рабочие места

06 ноября 2019 г. Распечатать запись  
Рубрика: Гайд-парк

Ваш отзыв
609 просм., 1 - за сегодня

Интервью с директором и соакционером группы компаний «ТехноСпарк» Денисом Ковалевичем

— Сколько рабочих мест в «ТехноСпарке»?

— На конец этого года будет 400 рабочих мест. А если брать полную структуру, включая аутсорсеров и фрилансеров, которые у нас работают, то 550–600.

Основная ценность стартапов для города — это новые рабочие места. В  чем специфика рабочих мест, которые создаем мы? Они высокотехнологичны. Все наши компании за счет использования новейших технологий призваны создавать добавленную стоимость. И наши рабочие места имеют потенциал делать то же самое — создавать другие рабочие места вокруг себя.

— Что в Троицке с рабочими местами? Об этом много говорят, но кажется, что никакого эффективного решения задачи создания здесь рабочих мест нет.

— Проблема Троицка (и его Генплана) не в том, что он становится спальным районом. Проблема в том, что после окончания советского периода в городе не появился класс высокотехнологичных мест с высокой добавленной стоимостью.

С 1991 по 1995 годы в Троицке было зарегистрировано около 5 тыс. новых компаний на 15 тыс. трудоспособного населения. Существенная часть жителей занялась предпринимательством. Сейчас это невозможно представить. В начале 1990-х мои родители уходят из «Магнитки», берут в аренду подвал на 36-м километре и вакуумные установки, в их камеры ставят белую керамическую посуду, напыляют на нее нитрид титана золотистого цвета и продают. Это hi-tech стартап. Таких технологических стартапов было тогда несколько сотен точно. Сколько сегодня из них осталось? Десяток, не больше. После бума настало разочарование. Инженеры не справились с предпринимательством. Почти никто. Это основной сюжет Троицка последних 30 лет.

— Как в этих условиях на юге города появился «ТехноСпарк»?

— За несколько лет в 1990-х количество реальных сотрудников научных институтов схлопывается с 12 тыс. до двух-трех. Высвобождается гигантское количество людей. Часть из них идут в предпринимательство, большинство не справляются с задачей построения устойчивого бизнеса. Выживает несколько десятков. Сегодня в городе не больше 10 технологических компаний, созданных выходцами из институтов, в которых работают пара сотен человек максимум.

Виктор Владимирович Сиднев в 2003 году перемещается в позицию мэра и начинает думать, что делать: предпринимательство не получилось, компании закрылись, все ездят в Москву, перспектив у институтов нет. Так возникает два проекта  — «Юг» и «Север». На «Севере» проект университета, на «Юге» площадки, где будут размещаться разные компании — от сборщиков окон с нулевой добавленной стоимостью до «ТехноСпарка» с крупнейшими за последние 30  лет инвестициями в hi-tech.

Это был очень важный шаг. Ведь пространства для развития новых бизнесов в городе не было вообще. «ТехноСпарк» было невозможно разместить на территории города, поэтому он разместился здесь, в поле, отрезанный от всего. Отсюда вся линия с южным центром города.

— Что городу дает появление рабочих мест с высокой добавленной стоимостью?

— В экономике инновационных городов, где возникают hi-tech стартапы, есть такой показатель — мультипликатор рабочих мест. В Лёвене (один из ведущих образовательных центров Бельгии с развитым высокотехнологичном сектором. — Прим. ред.) на одно место в hi-tech стартапе возникает от семи до 10 сопричастных рабочих мест. В  структуре, где есть высокотехнологичные рабочие места, поблизости возникают поставщики, торговые сети, еда и обслуживание, школы, детские сады, медицина и так далее.

Смысл генплана — «раскупорить» город для создания этих рабочих мест «второй волны». Сегодня Троицк не справляется с созданием рабочих мест, спрос на которые создает «ТехноСпарк» и его компании. Структура экономики города категорически неадекватна тому, что мы уже сделали и продолжаем делаем.

— Чего ты как предприниматель ожидаешь от Генплана?

— В основе Генплана должна лежать реальная экономическая оценка, без иллюзий. Поэтому бессмысленно рисовать в северной части город-сад. Если написать, что в научных институтах Троицка трудится 5 тыс. человек, то можно выбрасывать этот документ. Генплан не может быть построен на экономическом вранье.

У «ТехноСпарка» есть своего рода пирамида Маслоу в отношении задач городского развития. Нижний уровень неудовлетворенных потребностей — очистные в 10 метрах от нашей площадки. 400 высокотехнологичных рабочих мест находятся в зоне, где 50% времени имеет смысл носить противогаз. К сожалению, Генплан уже не влияет на это, это вопрос инвестиций Москвы.

Второе — это транспортная связка. Из Троицка сюда ехать утром полчаса. Легче поселиться в Новых Ватутинках или за Красной Пахрой. Поэтому необходимо «пробить» в южную часть все версии дорог: не только крупные автомобильные, но и велодорожки.

Следующий уровень [пирамиды Маслоу] — пространство, где можно есть, спать и проводить свободное время. В южной части города нет ни одного кафе, кроме точки продажи шаурмы. Нет отеля. Сейчас [когда запускается Центр гибкой электроники] в пике у нас единовременно работают 50 иностранных коллег и в два раза больше сотрудников подрядчиков из других городов. В обычное время — несколько десятков иногородних специалистов ежедневно. Мы можем устойчиво генерить до ⅔ загрузки отеля размером в 100 номеров.

Четвертый уровень — новые рабочие места, которые могли бы создать здесь наши партнеры и те компании, которые хотят располагаться рядом с «ТехноСпарком». Допустим, наш постоянный подрядчик хочет сюда переехать. Где его разместить? Генплан на этот вопрос не отвечает. Хотя ответ очень простой: должна быть земля, которая передается в аренду или продается только тем девелоперам, которые строят арендные помещения, а не помещения на продажу. Вместо этого у нас прямо на берегу пруда находится хранилище песка, а на другой стороне — поле борщевика.

— Это вопрос влияния Генплана?

— 100%. Город может идти при необходимости на выкуп земли, чтобы ее перепрофилировать? Может. Это сложно? Это очень сложно. Это очень сложная управленческая организация. Сейчас вариантов никаких, кроме строительства жилья. Обычная схема: построил и продал. У нас нет арендного жилья, хотя в перспективе 10 лет может быть востребована аренда тысячи квартир. Это целый многоэтажный комплекс.

Если «ТехноСпарк» будет развиваться такими же темпами, как сейчас, то в 2025 году здесь может быть порядка 3 тыс. рабочих мест. Но при нынешней ситуации их не будет. Если мы по-прежнему будем в окружении очистных, склада песка, недостроя и так далее, то уже через два года дойдем до края пространственных возможностей и упремся. И перед нами встанет задача поиска второй площадки за пределами города, которая откроет для нас и наших партнеров другие возможности.

Город мог бы зарабатывать на количестве рабочих мест в «ТехноСпарке» и вокруг него, на еде и торговле. Это точка, которая экономически растет. Но этот эффект пока очень слабо мультиплицируется. Если мультипликатор Лёвена 7–10 рабочих мест, то от наших рабочих мест Троицку достается одно-два от силы. В этом вся разница.

— Действительно ли это учитывает проект нового Генплана?

— Это первый Генплан, за которым стоит реальное обсуждение. По крайней мере, в нашей части. Общественные слушания были всегда, а предпринимательских не было. Сейчас они впервые появились. Было реальное обсуждение не только на уровне экспертов и жителей, но и с собственниками земли, зданий, компаний. Это огромный шаг вперед с точки зрения коммуникации.

— Что из ваших пожеланий было учтено?

— По инициативе нашей и главы города мы были включены в группу по разработке Генплана. Мы несколько раз встречались с его разработчиками из Института Генплана Москвы. Более того, мы привлекли одних из лучших специалистов страны — Институт «Ленгипрогор», чтобы они помогли оформить наши мысли в градостроительные предложения.

Первое — транспортная связка — будет сделано. Второе — в проекте нового Генплана в этой части отражено размещение общественной зоны. Южная часть названа третьим центром города. Это очень хорошо. Хотя это не решает задач, связанных с пешеходной доступностью.

Теперь то, чего нет. Не появляется условий, чтобы приходили те, кто будет заниматься ресторанами, отелями, арендным жильем, арендой технологических офисов и промышленной недвижимости. В этом смысле на юге Троицка новый Генплан только наверстывает 10-летнее отставание в сфере логистики, но не создает пространств, в которых могут быть реализованы городские функции и заработает мультипликатор рабочих мест.

Беседовала Лена Верещагина

Ваши мысли

Скажите нам, что вы думаете...
и если вы хотите показать какую-то картинку в вашем отзыве, воспользуйтесь сервисом gravatar!

XHTML: Вы можете использовать следующие теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


См. в той же рубрике: