Средний возраст троицких педагогов 49 лет
14 мая 2011 г.
Рубрика: Гайд-парк, Образование, Общество
1 отзыв
2984 просм., 1 - за сегодня
Вчера, 13 мая, в ДУ ТНЦ РАН прошло 3-е заседание Лебедевского клуба.
Была заявлена тема: «Образование школьное и университетское: дискуссия о реформах» (докладчики Н.П.Кучер и Т.П.Кузькина). Так как Николай Петрович (один из сопредседателей клуба) интересно рассказывал полтора часа и его никто не прерывал (он же был председателем собрания), то времени второму докладчику не хватило и «университетскую» часть перенесли на следующий раз.
«Школьная» часть иллюстрировалась большим количеством слайдов в виде тезисов. Почти все они приведены в фоторепортаже, так что интересующиеся могут получить достаточно полное представление путем их просмотра (часть из них – ниже). Далее — краткий пересказ.
Властью заявляются благие цели при реформировании образования, но они не достигаются. Со многими программными лозунгами и диагнозами Николай Петрович согласен (например, с Фурсенко, который сказал, что «наши выпускники не хуже наших автомобилей»). Три главные проблемы: завышенные и невыполнимые экономические обещания государства, надвигающийся кадровый коллапс (нужно изменение социального статуса учителя), «духовно-нравственные ножницы» (школа – социум). Докладчик сделал анализ предлагаемых новых образовательных стандартов. В частности, он посчитал учебные часы, необходимые для так называемой «профилизации», и сделал вывод, что их не хватит (с этим выводом не согласилась Е.А.Михайлова).
Традиционный в России вопрос «что делать?» Николай Петрович предлагает сначала задать как «что не надо делать?». Например, не надо делить детей по разным признакам – национальному, социальному, религиозному… (Правда, тут же его спросили, разве в Лицее не делят по способностям?) Нельзя «загонять» детей на показушные мероприятия… И т.д.
В процессе дискуссии прозвучал ряд интересных фактов и цифр.
Такого количества отчетности педагоги не помнят за всю свою жизнь. В областном минобразовании полторы тысячи чиновников, и каждый, видимо, старается доказать нужность и значимость, требуя свою бумажку с мест. Недавно организовали еще отдельный комитет по физкультуре.
Средний возраст троицких педагогов стремительно растет. Нынче он 49 лет, недавно был 46,5. Из 7-8 учителей, пришедших из научной сферы, в лучшем случае остается один.
Чтобы повысить зарплату на 2000 рублей, педагог должен отсидеть 200 часов в год на курсах повышения квалификации. Т.е. эти 200 часов он должен отнять у своих учеников. Плюс школа должна оплатить поездки и командировочные. И т.д.
Прием в первые классы этого года дал такую картину: школы в микрорайонах «А» и «Б» переполнены, в м-не «В» недобор (особенно в школе №6). Все знают об обделенности северной части города: грязь, теснота, стройки... В.В.Сиднев спросил: «Что первично: яйцо или курица? Культура населения в «В» невысока из-за школ, или школы такие из-за населения?». Для исправления ситуации предложили откомандировать директора Лицея в 6-ю школу. Мне же кажется, этого недостаточно. Из членов клуба в м-не «В» живут единицы. Вот если б все присутствующие переехали туда на ПМЖ, там сразу же появился бы второй Сиреневый б-р, начали чище мести, класть красивую плитку, строить не жилье, а концертные залы, спортцентры, кафе, боулинги, кинотеатры… И юг Троицка слегка разгрузился бы от избытка культуры…
Из других выступлений. Профессор, д.ф. -м.н. В.А.Гурашвили, рассказал об успешном научно-образовательном центре для детей в Таганроге, созданном американцем с фамилией Рабинович на американские деньги (их надо вернуть). Гость из Кирова (его фамилию не запомнил) – о подобном центре у них, одном из лучших в России.
В.Д.Бланк доложил, что начальная работа по «общежитию для молодых ученых» проделана, «вброс» нужных бумаг в нужные инстанции произведен. Это будет общежитие на 170 мест в рамках научного центра при ТИСНУМе, но жить в нем смогут специалисты разных организаций (самому ТИСНУМу нужно 15 мест). Вероятность, что строительство начнется в следующем году – 25%. Скорее всего – в 2013-м.
Ю.Л.Капитульский предложил рассказать о решениях по вопросам образования, принятых на пленуме компартии. Т.П.Кузькина уточнила: «Пленум какого года?» А Н.П.Кучер (как председатель) слово докладчику не дал, сказав: «Я стал участвовать в работе клуба при условии, что здесь не будет политики».
Константин Рязанов
P.S. Председатель объявил, что членом клуба может стать любой желающий, посетивший три заседания (можно ознакомиться с протоколом первого). Это, надо полагать, будет прописано в Уставе.
См. весь фоторепортаж автора
Детей делят по национальным, социальным и религиозным признакам. Последствия предсказуемы:отставание в науке, рост правонарушений и общее падение нравов.
Беда, что это уже произошло. Делят все на бытовом уровне, а когда наступят последствия, то страдают. История учит умных...