Фамилию Высоцкого продали как бренд

05 мая 2011 г. Распечатать запись  
Рубрика: Гайд-парк, Культура, Память, Разное

Ваш отзыв
1497 просм., 3 - за сегодня

Почитатели творчества Владимира Высоцкого удивлены (если не сказать больше) недавней новостью из Екатеринбурга. Как сообщила «Российская газета», местный бизнесмен (оставшийся неназванным), выкупил у наследников поэта его фамилию как бренд для использования в коммерческих целях. Слово «Высоцкий» из букв величиной с человеческий рост появилось на фасаде небоскреба бизнес-центра.

Ситуация не столь однозначна, как может показаться. После смерти популярного артиста и барда (точнее, когда это стало «можно») рынок захлестнула волна изданий его песен, видеосюжетов и книг. Причем в абсолютном большинстве без соблюдения авторских прав и порой в весьма низкопробном качестве. Наследники (на тот момент их было четверо: мать, сыновья и вдова) стали с этим бороться вплоть до судов и небезуспешно.

Готовя книгу «Высоцкий в Троицке», я собирался использовать в ней расшифровки фонограмм троицких выступлений певца. Знающие люди меня предупредили: не только тексты его песен, но даже простое цитирование того, что Высоцкий говорил на концертах, я должен согласовать с наследниками. И мне пришлось получить такое разрешение (вплоть до «автографа из Парижа» от Марины Влади). Должен заметить, что компенсация за использование мною авторских прав была чисто символической: 10 экземпляров моей книжки.

В свое время были разногласия между наследниками и Творческим объединением «РАКУРС», выпускавшим документальные фильмы с редкими, ранее неизвестными съемками Высоцкого. Теперь, насколько мне известно, это улажено. Завтра в 19:55 на канале ТВЦ будет показан д/ф производства ТО «РАКУРС» «Владимир Высоцкий. Это я не вернулся из боя...». Еще один показ — 9 мая в 14:00. В основу фильма легла уникальная кинохроника: снятые более 35 лет назад в Югославии кадры только недавно были найдены в зарубежных архивах.

Еще более удивительна история с обнаружением Марленой Зимной в польском киноархиве продолжительной съемки на квартире С.Светличной летом 1967 года. На ленте польских кинодокументалистов (они приехали в СССР снимать сюжет о 50-летии нашей Революции) поют по очереди молодые актеры Высоцкий, Ивашов и Губенко. Причем последние исполняют совсем уж «несоветские» песни («Заборы» М.Ножкина и уголовно-казачью «Течет речка»). Там же — огромные глаза Л.Абрамовой (матери сыновей Высоцкого), которые она не сводит с поющего мужа. Эти потрясающие кадры, которые никто не видел более 40 лет, вошли в «ракурсовский» д/ф «Владимир Высоцкий. Неизвестный, о котором знали все».

Уточню, что я хочу сказать. Есть цивилизованное использование авторских прав, и от этого никуда не уйти. Есть бескорыстная работа многочисленных исследователей творчества Высоцкого, которые хотели бы публиковать свои находки (иначе какой в них смысл?). И есть то, о чем писал Визбор («Всё на продажу понеслось...»).

Если наследникам удастся «продавать бренд» так, что это обеспечит нам новое знание о поэте, поддержит углубленное исследование его творчества и биографии, — я за. Если только «продажа» — то против. Но в любом случае, это их право.

Константин Рязанов

Источник: «Троицк и авторская песня», 05.05.2011

Ваши мысли

Скажите нам, что вы думаете...
и если вы хотите показать какую-то картинку в вашем отзыве, воспользуйтесь сервисом gravatar!

XHTML: Вы можете использовать следующие теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


См. в той же рубрике: