Заметки рулевого
Страшно далеки они от народа
Как ни странно, В. И. Ленин
Во времена, осененные идеями Ильича, цитата, вынесенная в эпиграф, была абсолютно верна не только по отношению к декабристам, но и по отношению к водителям личных авто. Сейчас, глядя на стада железных коней, заполонивших дороги и дворы, невольно задумаешься. Складывается впечатление, что водителей (ну, по крайней мере, в относительно богатом московском регионе) никак не меньше, чем стопроцентных пешеходов, никогда за руль не садившихся. А уж тех, кто вдобавок никогда не садился на пассажирское сиденье легкового авто, будь то в такси, или к супругу, и вовсе примерно столько же, сколько на улицах города динозавров.
К чему сия преамбула? Да к тому, что практически любой современный человек побывал и в той, и в другой ипостаси, в шкуре и водителя, и пешехода. Вроде должен понимать прелести и недостатки каждого варианта, а посему и относиться к «оппоненту» с пониманием. Но антагонизм по— прежнему не изжит. Однако репрессии и ограничения почему— то в подавляющем большинстве относятся к тем, кто за рулем. Пешеходов практически не ущемляют. Нет, разумеется, среди водителей неадекватов хватает — и рулят как хотят, невзирая на окружающих, и правил не знают, и паркуются как попало, в том числе на газоны и тротуары. Однако пешеходов я бы тоже не идеализировал, увы. Они такие же граждане нашей страны, с тем же неповторимым менталитетом.
От рассуждений на общую тему перейдем к родным реалиям.
Наблюдение первое
И в тесноте, и в обиде
Не из голого злорадства, а в плане редкого случая восстановления если не справедливости, то равновесия, с чувством глубокого удовлетворения лично я воспринял появление в некоторых местах города (например, вокруг переходов через Октябрьский проспект) заборчиков. Эти ограждения призваны защищать автомобилистов от пешеходов, игнорирующих «зебры», и любителей форсировать трассу по диагонали. Я тоже в качестве пешехода не идеален — случается пересекать дорогу вне официальных переходов. Но при этом я всегда пропускаю транспорт и перехожу дорогу, не создавая помех автомобилям. И уж конечно мне не приходит в голову качать права и бросаться «под танк», если какая-то из машин меня явно не пропускает. Каждый в своем ведомстве главный. Дорога — это территория автомобилей, но не все пешеходы почему-то об этом знают. Права они усвоили быстро, а про обязанности регулярно забывают.
Ограничение «свободы» пешеходов, фото автора
Наверняка любому автомобилисту доводилось утыкаться в пешеходов (а то и в мамаш с детьми и колясками), неспешно бредущих по междомовым проездам. Уступать дорогу машине далеко не все торопятся, да еще норовят сделать замечание в стиле «разъездились тут!». Понятно, что иногда по дороге топать удобнее. Но, пардон, для кого сделаны тогда тротуары, подавляющее большинство из которых нынче снабжено вполне удобными съездами для колясок? Машина-то никак не изловчится проехать по узкому пешеходному тротуару! Да и чревато это серьезными неприятностями. Так что, граждане, призываю к ВЗАИМНОМУ уважению.
Наблюдение второе
Построй еще один забор
Кстати, тротуары в последнее время начали защищать дополнительно — частыми металлическими столбиками, препятствующими в первую очередь парковке. Согласен, парковаться на тротуарах — не комильфо. И раз не соблюдают правила добровольно, вводят ограничения насильственные. Но вот ведь беда: огородить — огородили, а альтернативы-то никакой не предложили! Просто в очередной раз уменьшили и без того не слишком просторную проезжую часть. Ведь машины конкретно в этом месте парковаться не перестанут (всё равно больше негде). Только если раньше авто двумя боковыми колесами забирались на тротуар, то теперь целиком стоят где положено. А вот разъехаться стало невозможно...
Совсем пустой тротуар, фото автора
Ну и крайний случай — когда огораживают тротуары, по которым вообще никто никогда не ходит. Таких мест, конечно, в городе немного, но они есть — знаю на примере ближайших товарищей. Например проезд за домом Октябрьский, 23. Так сложилась городская инфраструктура, что любой пешеходный маршрут этот проезд минует. И по-хорошему там надо было не тротуар огораживать, а стоянки расширять. И наверняка в Троицке еще найдутся аналогичные местечки. Скажете, всё это мелочи? Но именно из таких мелочей и складывается комфортная городская среда, в которой должны учитываться интересы и автомобилистов тоже.
Наблюдение третье
Замкнутый круг
Не везет Троицку с въездами-выездами. И ведь не сказать, что ничего не делается для облегчения участи автомобилистов и предотвращения регулярных пробок. Но делается как-то странно, очень по-нашему. Если не целиком через одно легендарное место, то уж точно через его половинку. Про «кривой» фабричный перекресток уже неудобно повторяться, но как были там пересекающиеся потоки на зеленый свет, так и остаются. При повороте с Калужки на Ватутинки сделали отдельную стрелку направо, но какой от нее прок, если нет выделенной полосы для поворота. И в часы пик никто из едущих прямо конечно не будет выстраиваться в одну левую полосу.
Знаменитый альтернативный выезд с большой развязкой на 38-м, похоже, никогда не реализуется, потому практически нереально сейчас провести эту трассу вглубь города сквозь вновь возникшие районы, которые можно смело назвать элитными. И я ни в коем случае не призываю прокладывать трассы буквально по головам людей. Если так, увы, без царя в голове, сложилась городская застройка, то не стоит усугублять ситуацию. Однако впредь, прежде чем строить, стоит семь раз отмерить и предусмотреть не только, как добраться до объекта, но и как его нормально объехать.
Но и по вновь появляющимся объектам сразу же возникают вопросы. Дошли руки до реконструкции самого южного на данный момент въезда в Троицк — на «солнечные» объекты (улицу и микрорайон). Сделали круг. Он, безусловно, упростит дорожную ситуацию и снизит вероятность аварий. Хотя за пару часов до написания этого текста я стал свидетелем ДТП на круге. Ничего особо страшного, но бампер своротили на асфальт... Будем считать это издержками новой и до нюансов не всеми освоенной схемы движения. Но вот какой меня (и, признаюсь, не только) гложет глобальный и, боюсь, запоздалый вопрос. Почему в этой развязке не предусмотрели свободный проезд (дополнительные полосы) для тех, кто совершает правые повороты?! Ведь места там хватало с лихвой. В итоге те, кто движется от шоссе на Центральную, с Физической на Калужское, с Солнечной на Физическую, вынуждены вставать в общую кучу и создавать дополнительный трафик. Это разве правильно?! Под раздачу попали и недавно построенный правый съезд от Калужки на Центральную (очень хозяйственно, ничего не скажешь) и, казалось бы, никому не мешавший прямой участок дороги с поворотом с Солнечной на Физическую. Казалось — неправильно, но об этом — в другом материале нашей газеты (см. выше).
Наблюдение четвертое
Автомобильно— вертолетное
Совсем недавно, когда нынешний круг был треугольником, на нем целенаправленно выгородили участок асфальта. И скоро стало ясно зачем. Оказалось, что это вертолетная площадка. Стоит только приветствовать рост уровня нашей цивилизованности, позволяющий спасать особо тяжелых больных, эвакуируя их при помощи вертолета поверх пробок в московские больницы. (Тут же шевелится в бедовой головушке вредный таракан по имени Скептик и тихонько так спрашивает: «А почему бы больницу РАН не оснастить по полной программе? Отделением полноценной реанимации? Инфраструктура-то позволяет... Может, это разумней, чем гонять туда-сюда вертолет? И даже, страшно сказать, — быстрее?») Но не в этом главная проблема. Вопрос в том, можно ли на нынешнем кругу посадить вертолет? Места там достаточно, но как подвозить к вертолету больных и где в этот момент парковать медицинский автомобиль? Прямо на проезжей части главной городской развязки?!
Сейчас вертолет приземляется на лужайке в районе дома 20, по улице Физической. Нет, я всё понимаю, дело исключительно благое. Ну а как вдруг волшебнику потребуется прилететь ночью? Этот процесс (посадка и взлет стрекозы размером с микроавтобус) и днем-то не ощущается как тихий и быстрый. Что ж, так и будут ставить на уши всех окрестных жителей? Да и в целом «аэродром» посреди жилого микрорайона вряд ли можно назвать островком гарантированной безопасности.
Собирал и систематизировал наблюдения
Т. О. Наблюдательный
Медицинский вертолет в Троицке. Правда, у ДШИ, но это тоже не выход. Троицкинформ.москва
См. в той же рубрике: