Метро от «Яндекса», или Чем Ярославль не Иерусалим
На днях в официальном блоге «Яндекса» появилась заметка про «виртуальное метро». В ней предложены схемы метрополитена для четырех российских городов, в которых сейчас никакого подземного транспорта нет. Впрочем, все понимают, что схемы нарисованы не очень всерьез. Дело не только в том, что в Великом Устюге 30 тыс. жителей и чуть больше 10 автобусных маршрутов: ни Ярославль, ни Архангельск, ни даже Краснодар метрополитена (тем более разветвленного, с двумя–тремя линиями) при нашей с вами жизни не получат. Просто потому, что лишних 15 млрд руб. (примерно столько стоит минимальный участок метро) в бюджетах этих городов нет.
Но из этого не следует, что российским городам не нужно развивать общественный транспорт. Может ли современный город махнуть рукой на транспортное планирование и сказать: «В крайнем случае маршрутками обойдемся»? Нет, это приводит к печальным последствиям.
Не только Москва задыхается в пробках — стоят Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Казань, тот же Ярославль и многие другие города. Можно ли что-то улучшить? Что будет, если жители пересядут из личных машин в маршрутки (микроавтобусы)? Десять–пятнадцать легковых машин на дороге занимали около 100 м (или больше), а для маршрутки нужно меньше 15 м (считается расстояние с интервалом до соседней машины). Всё, лучше не будет? Будет — автобус везет столько же пассажиров, сколько четыре маршрутки, а места требует чуть больше.
Но и это не предел — современный состав скоростного трамвая может увезти 250 человек (не в ущерб комфорту — просто длина вагона с несколькими сочленениями может достигать 50 м), а это… В общем, по однополосной дороге кавалькада легковых машин, перевозящая такое количество людей, будет ехать не меньше 10 минут.
И что же, предлагается везде пускать скоростной трамвай? Не везде: при пассажиропотоках меньше 1000 человек в час строить трамвайную линию точно невыгодно. Великий Устюг отпадает, Архангельск, Ярославль и Краснодар остаются. Отношение к трамваю в этих городах разное: в Краснодаре маршрутов много и речь идет скорее о развитии, в Архангельске десять лет назад трамвайная сеть была просто уничтожена, а у Ярославля промежуточное положение: часть сети закрыта, сейчас работают только четыре маршрута.
Важно отметить, что в России сейчас лишь отдельные линии в нескольких городах обладают признаками скоростного трамвая, да и то не всеми. В Москве на нескольких маршрутах уже работают показанные на фотографии польско-российские вагоны PESA — они низкопольные, и их длина позволяет использовать все преимущества рельсового транспорта (вместимость вагона — около 250 человек). В Краснодаре же часть маршрутов проходит по выделенным путям: даже если в городе пробки, трамвай может разгонять до 60 км/ч.
Но все эти свойства нужно свести воедино: пути трамвая должны быть физически недоступны для машин, вагоны должны быть современными, низкопольными и вмещать 150–250 человек, а на пересечениях с обычными улицами светофоры должны давать преимущество трамваю (это просто: при подъезде к перекрестку вагоновожатый специальным пультом сообщает о необходимости проехать, после чего светофор в течение нескольких секунд включает красный свет для перпендикулярного направления; во многих случаях будет достаточно даже не сигнала от водителя, а замыкания трамваем специального контакта).
Конечно, часть автомобилистов может решительно воспротивиться: трамвай на выделенном полотне — это отнятая у машин (либо не отданная им) дорога. В цивилизованных странах эту проблему в последние два десятилетия решать научились: поскольку трамвай гораздо более экологичен и позволяет эффективнее использовать полосу (до 30 тыс. человек в час, то есть на порядок больше личных автомобилей, предел для которых — около 1500–2000 человек в час), нужно строить трамвай. Одним из последних трамваем обзавелся Иерусалим: маршрут (пока единственный) идет через весь город, участок линии в несколько сотен метров расположен прямо под стеной Старого города, а большая часть центральной улицы Яффо теперь полностью закрыта для машин. И, что удивительно, большинству иерусалимцев нравится.
Было бы замечательно, если бы по такому же пути пошли и разные российские города, страдающие от пробок и от нерегулярной работы общественного транспорта…
Владимир Кондратьев
См. в той же рубрике: