Низкопольный автобус или скоростной трамвай?
Жители Троицка обсуждают, соединит ли город с московским метро линия скоростного трамвая. А на ВВЦ с 29 октября по 1 ноября прошла выставка «ЭкспоСитиТранс» — она должна была показать направление развития общественного транспорта.
Хорошие новости: на выставке было много новых автобусов и трамвайных вагонов; если власти города и области будут готовы потратить достаточно денег, то парк и Мосгортранса, и Мострансавто (в Троицке работают обе компании) сильно обновится. Всем участникам понятно, что техника должна быть только низкопольной, а трамвайные вагоны — еще и длинными (в этом ведь главное преимущество рельсового транспорта: один вагоновожатый управляет поездом, в котором свободно едет 300 человек). Все производители автобусов (в выставке участвовали ЛиАЗ, МАЗ, Mercedes, MAN, КамАЗ, ГолАЗ и EVOPRO) думают и об экологии, и об эргономике рабочего места водителя. Зато на выставке не было троллейбусов: возможно, это сигнал о том, что троллейбусная сеть в Москве расти и совершенствоваться не будет.
Трамвайных вагонов на выставке было четыре. Во-первых, совместное детище польской компании PESA и «Уралвагонзавода». Этих вагонов в Москве уже несколько десятков (их можно увидеть на 6-м трамвайном маршруте на северо-западе: между станциями «Сокол» и «Сходненская»), а всего по контракту их купят 120. Во-вторых, похожую модель представили ООО «ПК Транспортные системы» и Тверской вагоностроительный завод. В-третьих, они же показали другую совместную разработку — низкопольный одиночный вагон.
Еще один экспонат — наделавший много шума в СМИ вагон производства «Уралтрансмаша» и ОКБ «Атом» (тот самый черный «утюг» с необычным наклоном кабины, породивший многочисленные пародийные картинки). Впрочем, это был скорее прототип — например, пульт вагоновожатого был оборудован не полностью.
Означает ли этот парад моделей, что трамвай в Москве начнет резко развиваться? Не факт. Концепции развития трамвайной сети на выставке не представили. Это тем более обидно, что в Европе давно решают проблемы пробок с помощью рельсового транспорта (скоростного трамвая, метро и электричек). Например, недавно были построены система скоростного трамвая, соединяющая Париж с пригородами, и 25-километровая линия между немецким городом Саарбрюккен и французским городом Саргемин. Проблему сообщения между Москвой и ближайшими городами, стоящими не на железной дороге (Троицк, Лыткарино, Балашиха…), можно решать подобным образом. Но никаких внятных планов на этот счет, похоже, нет.
«Трансмашхолдинг» представил новую модель электрички ЭГ2ТВ. Пока проехаться в этих вагонах нельзя, но есть шанс, что именно они поступят на Малое кольцо Московской железной дороги (МК МЖД) — о нем речь ниже. Вагон симпатично выглядит, может разогнаться до 160 км/ч, двери и проходы просторны, есть кондиционеры и туалеты. Отдельный уголок был посвящен остановкам и табло на них. Казалось бы, внутри МКАД уже прижилось несколько удобных конструкций остановок и табло, показывающих прогнозы прибытия автобусов, — нельзя ли установить всё это (аккуратные стильные павильоны со схемами маршрутов, лавочками, урнами и освещением) на всех остановках Новой Москвы? Электронные табло в Троицке были бы уместны: в городе есть маршруты с большими интервалами, и из-за пробок время прибытия автобуса может сдвигаться; по табло же легко можно определять, когда ждать прибытия нужного автобуса. Увы, пока предлагается только обсудить, остановок и табло каких производителей еще не хватает Москве.
Более того, даже имеющаяся информация о реальном положении автобусов используется слабо. Сейчас время прибытия видно только на остановке, хотя можно было бы показывать ту же информацию на сайте Мосгортранса или присылать на телефон по СМС-запросу. Это пока тоже не сделано. К сожалению, почти вся выставка прошла именно под девизом «мы умеем делать красивый и современный подвижной состав». Улучшение транспорта как системы (скорость и комфорт поездки, предсказуемость появления автобусов на остановках) не обсуждалось. На презентации трамвая микрофон передали посетителям выставки, и они спросили про турникеты: «В новом трамвае будет посадка во все шесть дверей, или почти все они на остановке будут закрыты, а войти можно будет через 1-2 двери с турникетами?» Повисла долгая пауза: видимо, выступавшему нечего было пообещать москвичам.
На выставке присутствовали оба крупных подчиняющихся администрациям регионов перевозчика, работающих в Троицке (Мострансавто и Мосгортранс). Главное, чем запоминались их стенды, — новые фирменные стили, разработанные для обеих компаний. Означает ли это, что все проблемы пассажиров уже решены и в этом отношении обе компании достигли максимума возможного?
Представители МК МЖД сказали, что в начале 2016 года по всему кольцу начнется движение электричек. Будем надеяться, что хотя бы этот проект стартует в срок и немного разгрузит и дороги Москвы, и другие виды общественного транспорта.
Владимир Кондратьев
См. в той же рубрике: