Стас Намин: «Симфонический» рок играем только мы

08 ноября 2012 г. Распечатать запись  
Рубрика: Культура

Ваш отзыв
1691 просм., 1 - за сегодня

Цвести всю жизнь

Цвести всю жизньФото: ringtonix.ru

Группа Стаса НАМИНА «Цветы» возродилась два года назад – в честь своего 40-летия. С тех пор она активно и успешно гастролирует по стране, исполняя как новые песни, так и знаменитые: «Мы желаем счастья вам», «Звёздочка моя ясная», «Не надо». 14 ноября в CROCUS CITY HALL (Москва) состоится большой концерт группы – с участием самого Намина.

— У «Цветов» очень необычная биография.

– Действительно. При всех запретах в 70-х годах группа появилась и была очень популярна. Несмотря на то что песни проходили через цензуру и потому звучали невинно, как первые песни «Битлз». А в 80-е, когда песни стали более «винные», режим счёл нас столь опасными, что решил запретить совсем. Появилась всего одна наша песня – «Мы желаем счастья вам», которая была два года запрещена. И ни одной пластинки. Кстати, эта песня на пластинке так и не вышла.

– А она-то чем режиму не понравилась?

– Если запрещают группу, то выпуск одной-единственной песни будет диссонировать с общей стратегией режима. Не пропускали по инерции – я был для них чужой. Пришлось переделать песню на советский лад скрепя сердце. Она вышла в совсем другой аранжировке. На концерте в честь 40-летия мы впервые исполнили её в оригинале – вся страна знает её совершенно по-другому. Собственно концерт на 40-летие – это то, что группа представляет собой на самом деле, без советской цензуры.

В те годы нельзя было двигаться на сцене, по-своему настраивать звук – сейчас это невозможно объяснить. Существовали Эдита Пьеха и Кобзон – одна большая песня. Пугачёвой, Тухманова ещё не было. Мы решили через компромиссы всё-таки что-то продвигать сквозь цензуру. Конечно, это была причёсанная музыка. Но иначе нам бы оставалось сидеть взаперти и пребывать в безвестности. На наших песнях воспитывался русский рок – от Ревякина до Шевчука. Шевчук говорит, что пел наши песни на танцах, учился на них. И Макаревич сказал, что есть только «Битлз» и «Цветы». Значит, наверное, нам всё-таки что-то удалось.

– Минкульт расформировал «Цветы» в 75-м. Как вам это объяснили?

– Вы думаете, кто-то с нами разговаривал? Расформировали без объяснений. Прессе было запрещено даже упоминать о нас. Мы были слишком непослушны, причём во всём: носили длинные волосы, не пели советских патриотических песен. Каждый артист должен был их петь – мы единственные, кто отказывался это делать, кто просто пел искренние песни про любовь. Мы считали фальшивым советский официоз: «Мой адрес не дом и не улица», «Разденься и жди, вся жизнь впереди». Искренними были только военные песни. Но войны-то не было, поэтому мы не хотели их исполнять. С нашей точки зрения, патриотизм у нас присутствовал – например, песня «Есть глаза у цветов»: «Провожая из родного края, разные цветы глядят на нас…» Это патриотичнее, чем петь: «Ленин такой молодой…»

– До 75-го филармония делала на вас огромные деньги…

– Да, мы работали на износ. Собирали на сольных концертах набитые битком стадионы – по 3–4 раза в день. Вы хорошо понимаете, что я сейчас сказал? Стадионы – это 15–20–30 тысяч зрителей. Звук, естественно, живой – по-другому тогда и не бывало. Если сейчас кто-то может собрать один стадион, это считается большим успехом. График был изнурительным. Мы бастовали, возникали конфликты с филармонией.

– А платили вам достойно?

– Достойно (смеётся). 5 рублей 50 копеек за сольный концерт. Советские звёзды получали по 400 рублей. А ещё фирма «Мелодия» продала около 60 миллионов наших пластинок и не заплатила нам ни копейки.

– Вам приписывали не только пропаганду хиппи, но и пропаганду Пентагона.

– Было дело. В 85-м в Москве проходил Всемирный студенческий фестиваль. Власти запретили нам участвовать. Но нас пригласили западные звёзды, и мы аккомпанировали им на сцене. То есть общались с иностранцами без разрешения КГБ. Это раздражало власть. И она прицепилась к тому, что у нашего барабанщика на рубашке было написано «Монтана» (фирма-производитель). В Министерстве культуры прошло огромное совещание, где было озвучено: фирма «Монтана» финансирует Пентагон, а «Цветы» пропагандируют «Монтана» – значит, «Цветы» пропагандируют Пентагон.

– Итак, в 80-х у вас вышла одна песня…

– А в 90-х группа приостановила работу. Вновь собралась в 2000-х, но трудилась в основном только в театре. Получилось так, что публика толком не видела группу 30 лет. Два года назад, когда группе исполнилось сорок, мы начали опять что-то делать. Записали все свои песни, выпустили два альбома, оба двойные: «Назад в СССР» (песни 70-х) и «Распахни своё окно» (песни 80-х). Сейчас будем писать третий альбом – песни последних двух лет. В целом та же стилистика – куда мы от себя денемся?

– А тексты какие будут? Про любовь или социальные?

– У нас, как правило, стихи, а не тексты. Социальная тематика была всегда. Послушайте альбом «Распахни своё окно» – за это нас и запрещали в 80-х. Сейчас тоже всё есть: и лирика, и социалка.

– Почему вы решили вернуться на сцену?

– Всё то, ради чего я оставил «Цветы», – я уже сделал. Сейчас это для меня хулиганство, шутка. В 90-х я полностью отделил свои увлечения (это не только музыка, но также изобразительное искусство, фотография, театр) от бизнеса. На сегодняшний день музыка и прочие увлечения для меня не профессия, я этим не зарабатываю.

Той рок-музыки, которую мы проповедуем, у нас в стране нет – только мы. Это фундаментальный, классический, мелодический рок. В стиле «Пинк Флойд» и «Битлз». С симфоническим подходом к аранжировке (это необязательно симфонический оркестр, речь о подходе). Даже когда играют три гитары, они играют не просто аккомпанемент, а собственные партии. Гармония складывается из всего вместе, а не из одной-единственной мелодии и аккомпанемента. В рок-музыке это достаточно редкое явление, но на Западе его довольно много. И никто в мире не может догнать по уровню западную рок-музыку. Такова одна из причин, по которой мне пришло в голову возродить «Цветы».

Сергей Рязанов

Источник: «Аргументы недели» №43 (335), 08.11.2012

Комментарий ТрВ
Для миллионов слушателей советской эстрады группа «Цветы» родилась в 1973-74 гг. с появлением двух ее первых миньонов. Из того состава
Семенов, Дьячков, Лосев, Намин, Фокин лишь первые двое были профессиональными музыкантами, имевшими солидный творческий багаж композиторской и концертной деятельности. Именно они, судя по мемуарам, и сделали первые хиты, которые неповторимо спел Лосев. И название «Цветы», как утверждают источники, возникло в процессе записей миньонов, т.е. не раньше 1972 г. Роль Намина в ту пору была больше организаторской. Он (будучи внуком члена Политбюро/ЦК и пасынком зама Фурцевой) сумел пробить эти первые пластинки. Как автор музыки песен он проявил себя позднее. Также следует отметить, что его группа (в отличие от традиционных ВИА) пела хорошую поэзию (Евтушенко, Вознесенский, Левитанский, Самойлов, Рубцов, Гамзатов...), в том числе песни, которые мы сегодня называем «авторскими».

Константин Рязанов

Ваши мысли

Скажите нам, что вы думаете...
и если вы хотите показать какую-то картинку в вашем отзыве, воспользуйтесь сервисом gravatar!

XHTML: Вы можете использовать следующие теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


См. в той же рубрике: