Симфоджазовая программа с человеком-оркестром
В субботу 17 марта в рамках фестиваля 2012 года «Навстречу весне» в концертном зале ДШИ им. Глинки состоялось третье мероприятие программы «Мозаика Большого Искусства» – концерт муниципального камерного оркестра «Ренессанс» г.Обнинска, художественный руководитель и дирижер – Игорь Иванов.
Это мероприятие не случайно было названо «Человек-оркестр». В нем принимал участие доцент Института военных дирижеров, заслуженный артист России, полковник военно-оркестровой службы Вениамин Мясоедов. Этот универсальный музыкант – явление уникальное. Он виртуозно владеет, по словам руководителя проекта Оксаны Павловой, несколькими десятками духовых инструментов разных эпох и народностей, в том числе являющихся неповторимой этнической экзотикой. Вениамин Мясоедов играл со многими известными музыкантами, но самым памятным остается джем-сейшн, на котором два саксофониста вытворяли такое, что словами не расскажешь. Одним из них был Мясоедов, а другим – экс-президент США – Билл Клинтон.
В симфоджазовой программе оркестра – мелодии народов мира. Ведущая Людмила Кобелева представила греческую сюиту композитора Итуральде в исполнении оркестра, где солировал на жалейке В.Мясоедов. Ее продолжила баллада Владимира Василевского, в которой человек-оркестр вел партию саксофона. Затем прозвучала джазовая пьеса Пола Дезмонда, которую ведущая прокомментировала как джаз, из баров и ресторанов постепенно переместившийся в концертные залы. В руках Вениамина Мясоедова был саксофон.
Серенаду из цикла «Путешествие по Испании» исполнял камерный оркестр (не такой уж «камерный» – 26 музыкантов).
В разделе «Этническая музыка» В.Мясоедов (вместе с оркестром) предложил публике древнюю армянскую мелодию, выдуваемую на старинном инструменте – дудуке, предшественнике кларнета. Далее он познакомил ценителей экзотики с окариной, глиняной свистулькой, которой также виртуозно владеет артист. Пьеса латино-американского стиля «Тика-тика» была исполнена на духовой гармонике.
С удовольствием воспринимала аудитория авторские блюзы – «живую музыку свободы». Мы увидели В.Мясоедова у фортепиано. В «Троицком блюзе» он солировал на жалейке, в архаик-блюзе – на саксофоне, в концертной фантазии В.Матвейчука «Вахра» – на сопилке.
В исполнении высококлассного оркестра прозвучало «Либертанго» аргентинского композитора А.Пьяцолла. Как прокомментировала ведущая, в этом новом в свое время музыкальном жанре слились элементы джаза и классической музыки, лирическая мелодия наполнялась глубоким интеллектуальным, философским смыслом. Следующим номером были вариации Нино Росси на тему «Ромео и Джульетты». Хорошо приняла публика «Молдавскую рапсодию», в аранжировке Игоря Иванова – пьесу «Ча-ча-ча». Бурно отреагировал зал на незабываемую мелодию композитора Андрея Петрова «Море и город» – сюиту из кинофильма «Человек-амфибия» – «Эй, моряк, ты слишком долго плавал…».
Завершил этот блистательный музыкальный каскад выход В.Мясоедова с новым номером. На уже ставшем традиционным Международном фестивале военных оркестров «Спасская башня» на Красной площади в Москве исполнялась одна из композиций Риверданса – «Шотландская мелодия». В.Мясоедов предстал в красочном национальном костюме, со сложным, удивительным сооружением, которое позиционировалось как музыкальный инструмент, и повторил эту композицию к немалому удовольствию аудитории.
Концерт прошел с большим успехом, выполняя задачу, которой является, по словам Оксаны Павловой, популяризация серьезной музыки, мирового классического наследия. Взыскательная троицкая публика по достоинству оценила благородный порыв души организаторов весеннего фестиваля и мастерство солистов и всех исполнителей программы.
Алла Федосова
Фото Инны Чистовой
См. в той же рубрике: