Концерт Тимура Шаова, 5 февраля

30 января 2012 г. Распечатать запись  
Рубрика: Культура

Ваш отзыв
1704 просм., 7 - за сегодня

ПОПАДАНИЕ В ТОЧКУ

Организовать в Троицке концерт известного исполнителя довольно сложно. По многим причинам: начиная с экономических («известные» – они стоят недёшево, и билеты в наших небольших залах получаются весьма дорогие) и заканчивая техническими. Опять же – известным требуются не только приличные гонорары, но и приличные условия для выступления. Тем не менее, время от времени звёзды сходятся исключительно удачно – в прямом и переносном смысле. И к нам в город с концертами приезжают очень достойные люди. Иногда, правда, приходилось признавать, что я выдавал желаемое за действительное. Полный зал в Троицке не удавалось собрать исполнителям, по моему, видимо, предвзятому мнению, безусловно заслуживающих аншлагов. Хотелось, чтобы таких казусов случалось как можно меньше, поэтому я и «взялся за перо».

В Троицком центре культуры и творчества (www.sirenevy1.ru) в ближайшее воскресенье, 5 февраля, выступит Тимур Шаов. Плакатики, извещающие об этом незаурядном событии, висят практически по всему городу уже более недели. Удивительно, но на момент написания данного текста было продано менее 100, не таких, кстати, и дорогих билетов, что едва превышает треть вместимости небольшого, надо сказать, зала ТКЦТ. А этот зал, между прочим, выдержал аж три концерта «Аквариума» и (особенно после коренной реконструкции) удостоился за свои акустические качества пусть и сдержанной, но похвалы многоопытного и много повидавшего творческого и технического состава супергруппы. Это я к тому, что и артистам в зале ТЦКТ выступать комфортно, и зрителям всё видно как на ладони и слышно каждую буковку и нотку.

Что же касается Шаова, то как-то странно ему делать рекламу. Посвящённые люди поймут, о чём я, а тем, кому по какому-то удивительному зигзагу судьбы не доводилось слышать Тимура, пусть заглянут хотя бы в Интернет. Там его песни ни в коем случае не являются дефицитом. Конечно, найдутся твердокаменные поклонники попсы, пардон, эстрады или несгибаемые металлюги, которым даже Шаов побоку, поскольку не в их формате, но ей-богу, хотя бы из спортивного интереса попробуйте…

Здесь я опять могу быть субъективен, поэтому постараюсь сформулировать аккуратно. Хорошая песня (в любом абсолютно жанре) – это гармоничный синтез исходного материала и качественного исполнения. В первый ингредиент входят мелодия и текст, во второй – вокал и инструментальная аранжировка. Так вот, скажу вам почти безапелляционно. В России мало найдётся равных Тимуру Шаову по интегральной составляющей творчества (уж простите за околонаучную терминологию в данном вопросе).

Шаов сочиняет мелодии от приятных до прекрасных и пишет к ним неизменно великолепные стихи. Он отлично узнаваем, можно даже сказать, неподражаем в своём исполнении, а благодаря сотрудничеству с виртуозными музыкантами его песни профессионально «сделаны» и поданы. Гитарой Тимур тоже владеет на уровне, как говорится, «чтоб я сам так играл». К тому же песен у него хорошо за сотню, и среди них практически нет тех, которые не хочется слушать второй раз.

Несомненно, имеются и строгие критики творчества Шаова. Фу, бард, скажут одни, вкладывая в это определение нелюбовь к спетым у костра мимо нот на три блатных аккорда насквозь вторичным по тексту «произведениям самодеятельной песни». Ну да, некоторые вещи Шаова вполне традиционны по мелодике. Гитара в руках опять же акустическая, аранжировки явно не оркестровые, музыка в целом не громкая… Притом, что истинные ревнители чистоты жанра нередко отказывают Тимуру в праве считаться «чистокровным бардом», о чём сам он неоднократно и со свойственной иронией творчески отчитывался.

Но Шаов – это совсем не тот несчастный случай, когда артист застревает между жанрами на уровне «ни нашим, ни вашим», а как раз наоборот – олицетворяет собой замечательное правило: хороши все жанры, кроме скучного. Уж чего-чего, а скучными песни Шаова нельзя назвать ни в коем случае. В них можно уловить какие угодно стили и направления современной музыки: и рок-н-ролл, и блюз, и шансон, и реггэй, и фрагменты классики. Особо продвинутые знатоки заметят, что это, дескать, уже сыграно, а то – не раз сказано. На что возражу: немудрено – нот всего семь, букв тридцать три, повторы неизбежны, зато масштаб музыкальной и поэтической культуры позволяет Шаову изящно избегать тупых плагиатов, а если что-то где-то слышится знакомое – то исключительно как «цитаты к месту».

И, наконец, самое главное. Как-то так повелось, что в российской песенной традиции сочинители, владеющие Словом, занимают особое, не побоюсь пафоса, культовое положение. Причём, это касается практически всех музыкальных жанров – от хард-рока до шансона, от рэпа до КСП. Сказать, что Шаов умеет писать стихи – по сути, ничего не сказать. Такого плодовито-многословно-витиеватого баснописца ещё поискать. Но при всех внушительных размерах его песенных текстов практически никогда не хочется сказать: «лучше меньше – да лучше». Развёрнутые Шаовым поэтические полотна увлекательны в своей фантазии, разнообразны по тематике и точны в терминологии. Нетривиальные размышления о вечных истинах сменяются узнаваемыми бытовыми зарисовками и продолжаются незанудными лекциями о текущем политико-экономическом положении. Интеллектуальность и народность в текстах Шаова смешаны в причудливых, но практически всегда в идеальных соотношениях.

Яркая особенность Тимура в том, что он – один из немногих авторов, который уверенно называет вещи своими именами, и это воспринимается совершенно без напряга. С полным пониманием. Ну не бывает у него так, как в анекдоте – «жопа есть, а слова нету». Шаов, например, совершенно не стесняется в песнях сам себя именовать чучмеком/басурманином, и поэтому можно смело утверждать: таких настоящих россиян бы побольше. Остаётся только удивляться и восхищаться, насколько свободен и богат (когда надо утончённо-изыскан, когда надо – утрированно осовременен) поэтический язык у человека, родившегося и существенную часть жизни проведшего в далеко не самом русскоязычном районе нашей страны. Впрочем, достаточно почитать краткую автобиографию Шаова, чтобы понять – во всём виновата семья. В такой семье просто обязан был появиться «народный поэт».

Знаете ли, мне кажется замечательным, когда, слушая авторские произведения, можно с высокой долей вероятности понять жизненные установки человека: его отношение к семье, близким, друзьям, недоброжелателям, Родине, к творчеству, к хорошим и наоборот рискованным привычкам, футболу, сексу, политике, наконец… И осознать, что эти установки весьма близки твоим собственным. Тогда и без того хорошие песни слушать становится ещё приятнее. Приходите на концерт Тимура Шаова – и сами в этом убедитесь.

Илья Мирмов

P.S. Ещё раз напомню. Концерт состоится 5 февраля 17:00 в Троицком центре культуры и творчества, что на Сиреневом, 1.

Совсем недавно, 22 января случилось большое горе. Ушёл из жизни один из ближайших друзей и партнёров Тимура, гитарист Сергей Костюхин, с которым они в последнее время постоянно выступали. Планировалось, что Сергей приедет и в Троицк, но, увы… Пока не известно, кто ещё кроме Шаова, выйдет на сцену, но нас заверили, что концерт обязательно состоится.

На фото (слева направо): Сергей Костюхин, Тимур Шаов, Михаил Махович (мандолина).

Ваши мысли

Скажите нам, что вы думаете...
и если вы хотите показать какую-то картинку в вашем отзыве, воспользуйтесь сервисом gravatar!

XHTML: Вы можете использовать следующие теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


См. в той же рубрике: