Собянин: Строительство дорог и развязок — это тупиковый путь
По словам мэра Москвы Сергея Собянина, главное, что удалось сделать за первый год его работы в должности градоначальника — это изменить идеологию развития города. В рамках онлайн пресс-конференции на сайте «Ленты.ру» мэр Собянин также ответил на вопросы москвичей о пробках, общественном транспорте и новых границах города.
О пробках
Мы вообще находимся не то чтобы на подступах к транспортному коллапсу — мы находимся прямо в его центре. Это факт, который отрицать невозможно. Причина — грубое нарушение градостроительной политики, массовая застройка центра города, отставание развития дорожной сети, создание практически двух третей рабочих мест, и торговых, и офисных в центре города.
Самый простой вариант, который нам предлагают в этой ситуации: «Давайте понастроим больше дорог, развязок, в двух уровнях, в трех уровнях, и все будет замечательно».
Да, но это тупиковый путь. Это невозможно сделать, даже если бы у нас было много денег. Хотя достаточного количества денег не будет никогда, потому что в жилых районах строительство магистралей и развязок обходится в баснословные суммы, что показала, кстати, экспертиза строительства того же самого Четвертого транспортного кольца.
Планируем построить около 400 км дорог, но это будут расширения действующих дорог, дублеры и так далее. Магистральные дороги создавать тоже планируется. Но построить столько, сколько необходимо для решения проблемы, невозможно. Я имею в виду, что нельзя создать столько дорог, чтобы они были везде, где автомобилисты хотят ездить. И ни один город мира себе такого позволить не может.
Поэтому все города пошли по пути развития общественного транспорта: ему отдается приоритет, а для легковых автомобилей вводятся какие-то ограничения. <...> Мы должны дать людям физическую возможность приехать на работу и обратно. По крайней мере, на общественном транспорте человек сможет в короткие и прогнозируемые сроки добраться до работы и домой.
О выделенных полосах
Что до других выделенных полос — на самом деле, они ситуацию для автомобилистов либо вообще не ухудшают, либо ухудшают незначительно. Почему — потому что на сегодняшний день выделенные полосы находятся с правой стороны, где до сих пор сплошняком стояли припаркованные машины. Это означает, что сейчас правая полоса фактически не работает как полоса для движения ни легкового, ни общественного транспорта. Она работает как полоса для стоянки.
В результате автобусы и троллейбусы выезжают с крайней правой полосы на вторую и третью полосы, создавая там толчею и пробки. Сейчас мы весь общественный транспорт уводим на правую полосу, и левее ему выезжать запрещено. Все стоянки, которые были на правой полосе, должны быть ликвидированы. Первые опыты с выделенными полосами показали, что скорость движения автобусов и троллейбусов возрастает от 20 до 40 процентов. Соответственно, мы можем пропорционально увеличению скорости уменьшить интервалы между автобусами.
Кроме того, мы дополнительно вводим новые маршруты.
О метро
Мы планируем за пять лет построить 75 км новых линий, и за последующие пять лет еще примерно столько же. Это будут самые высокие темпы строительства за всю историю метро.
Что касается вопроса о новых кольцевых линиях. За пять лет мы планируем построить первый участок «Савеловская» — «Динамо» — «Полежаевская» — «Сити» — «Парк Победы». Он соединит между собой сразу несколько веток, и, таким образом, мы сможем значительно разгрузить их. Планы строительства новых станций расписаны по годам.
Сегодня мы уже приступили к масштабному проектированию станций, к освобождению участков, подготовительной работе, заключили контракты с пятью крупнейшими подрядчиками, которые в России занимаются метростроением.
О расширении Москвы
Как я уже говорил, Москва — один из самых плотно застроенных городов мира. Более того, свыше двух миллионов рабочих мест находится в Центральном округе и две трети оборота всей торговли тоже приходится на центр. Здесь сосредоточены и финансовые, и административные, и торговые центры. В результате мы имеем то, что мы имеем: сегодня Москва уже не может развиваться нормально.
Расширение территории Москвы дает возможность городу развиваться дальше, в первую очередь, за счет переноса части рабочих мест на новые территории. Сегодня все Подмосковье застраивается жильем — без нашей воли, без нашего участия по периметру МКАД возникают целые города, огромные торговые центры.
Станции метрополитена будут выноситься, но, все-таки, они будут располагаться ближе к городу, там, где высокая плотность населения. Метро же не может идти в лес — смысла никакого нет. Что касается остальных дорог — здесь есть и железнодорожные пригородные маршруты, и то же Калужское и Варшавское шоссе — они будут развиваться и реконструироваться. Все эти проекты уже есть в разработке, и даже без проекта расширения Москвы они все равно были бы реализованы.
Сроки и очередность строительства будут конкретизированы после планировки территории. Еще раз хочу сказать, что мы не собираемся сломя голову бросаться и застраивать эту территорию — это будет постепенный спокойный процесс, никакого привлечения мигрантов и дополнительных строительных мощностей там не понадобится.
Главные достижения
Гавное, что удалось сделать за этот год — изменить идеологию развития города. Раньше идеология была какая: больше строек, больше доходов, получать сверхприбыль. Я сказал наоборот: мы сделаем все, чтобы было как можно меньше гигантских проектов, особенно в центре города, потому что город, по сути дела, находится не только в транспортном, но и в градостроительном коллапсе. Такого насилия, как над Москвой, наверное, нигде в мире над городами не совершалось, а это же все-таки исторический город.
Мы эту идеологию изменили, нам удалось остановить строительство семи миллионов квадратных метров коммерческой недвижимости.
Второе, если говорить об идеологии — это, например, избавление от рекламы. Она также была нацелена на получение максимальной прибыли рекламных агентств. Они лепили рекламу, где хотели, наплевали на жителей, наплевали на исторические здания, на небо — на все. То же самое, что и в случае со строительством. Мы в этом году сняли две тысячи перетяжек — москвичи увидели небо над проспектами. А еще убрали тысячи объектов со строительных сеток и прочей незаконной рекламы.
Источник: РБКdaily, 19.10.2011
См. в той же рубрике: