Золотой юбилей
Истоки
Четвертая школа отмечает свой Золотой юбилей. 50 лет назад, 2 февраля 1959 г., начались занятия в новом здании Первой Троицкой школы, построенном в районе Троицкой камвольной фабрики. Но отмечая эту «эпохальную» дату, нельзя забывать и об истории народного образования в наших краях. А истоки уходят в далекое прошлое.
Троицко-Ватутинская школа была открыта более 100 лет назад, в 1877 г., при суконной фабрике и размещалась в одной из ее комнат. В ней обучались грамоте 12 детей работников фабрики и 18 крестьянских детей из соседних деревень… Согласно сохранившимся документам, к 1923 г. школа имела уже собственное здание, в котором было 4 класса, 148 учащихся, 5 учителей. Она обслуживала Троицкую фабрику, села Батаково, Ватутинки, Жуковку, Фоминское…
В начале 40-х годов на месте нынешнего микрорайона «В» существовал скромный рабочий поселок на 300 жителей. К тому времени на бугорке при спуске к реке Десне стояла двухэтажная школа, обслуживавшая не только детей пос.Троицкое, но и близлежащих деревень Десна, Тупиково, Пыхчево, Власьево, Ремзавода… (Для детей из дальних мест при школе был организован интернат.) До 1938 г. школа была 7-летней, с 1938/39 уч. года она стала средней, т.е. десятилеткой. На фотографии выпускников 1939 г. среди учителей – семь мужчин и одна женщина – Надежда Григорьевна Лялько. Директором этой школы был Онисим Михайлович Симонов, в 1940 г. его сменил Михаил Николаевич Лялько, который в 1941 г. ушел с учениками на фронт. Директором стала его жена Н.Д Лялько. О том, с какими трудностями приходилось справляться школе в годы военного лихолетья, рассказывается в книге воспоминаний троицких ветеранов «Память сердца»… За помощь фронту школа была награждена Красным Знаменем Управления образования Краснопахорского района.
… В 1946 г. возвращается с победой с фронта Михаил Николаевич Лялько и вновь возглавляет работу в школе. Авторитет ее был высок, слава о ней гремела по всей округе. М.Н.Лялько сумел создать дружный, сплоченный коллектив учителей и учеников, которые побеждали на спортивных состязаниях, организовывали кружки, играли в художественной самодеятельности. Школу любили и учащиеся, и их родители, это был настоящий культурный центр. А сколько экскурсий совершали в то время и в Москву, и по городам России…
К 1949 г. Троицкая средняя школа была переполнена, занятия велись в три смены. М.Н.Лялько вместе с профсоюзной организацией камвольной фабрики поставили перед ее руководством вопрос о необходимости нового здания. 2 февраля 1959 г. начались занятия в построенном на пустыре новом здании школы, кирпичном, двухэтажном, с огромным по тем временам спортивным залом и своей котельной. Школа была преобразована в среднюю общеобразовательную политехническую школу с производственным обучением. М.Н.Лялько не остановился на достигнутом и задумался о пристройке к основному зданию, где решено было разместить кабинеты, мастерские. В школе учились 646 человек. Весной 1959 г. ученики вместе с учителем биологии Д.А.Чичаевой начали производить посадки, заложили перед школой парк-сад и постепенно здесь выросли аллеи лип, кленов, сирени, яблонь, вишни… Но к концу 80-х годов, в период перестройки, сад вырубили и построили склад и мастерские.
Постепенно разрастался поселок Троицкий. От Первой школы стали отпочковываться новые школы. Сначала Ватутинская средняя школа, в 1966 г. – средняя школа Академгородка (школа №1), в 1973 г. – средняя школа №2 в микрорайоне «В». Вместе с учениками уходили в эти школы и учителя, перенося к новому месту работы свой богатый опыт. М.И.Красильников назвал Первую Троицкую школу «кузницей городских педагогических кадров».
Наплыв учащихся стал меньше. В 1973 г., проводив 34-й выпуск десятиклассников, Троицкая средняя школа стала 8-летней школой №2 Подольского района. Но своего лица лидера она не потеряла. Продолжали ученики заботу о сквере Памяти; он в 1970 г.
был открыт Администрацией суконной фабрики совместно со школьниками-следопытами, которыми руководила Анна Никитична Тимошкина.
В 1993 г. 8-летняя школа вновь стала средней школой №4 г.Троицка с углубленным изучением предметов технологического цикла. С этого времени школа дает среднее образование и проводит профессиональную подготовку по 5 специальностям. Работают автокурсы, которые готовят водителей классов «В» и «С». В 2002 г. рядом со школой построили автодром, на котором дети получают первые водительские права.
Историю делают люди
За такое прошлое не приходится краснеть. Но историю делают люди. Историю школы – ее педагогический коллектив. К сожалению, ограниченная газетная площадь не позволяет даже упомянуть всех достойных. В городе хорошо известны имена легендарных М.Н.Лялько, О.М.Симонова, М.И.Красильникова. Больше 30 лет проработала в 4-й школе Л.В.Чернякова, более 50 лет – М.Ф.Гужова, Отличники народного просвещения. Р.Г.Кряжукова, учитель русского языка и литературы; А.А.Шмакова – учительница
начальных классов; Г.И.Бога-
това – учитель математики, Н.Н.Красильникова – учитель русского языка и литературы; биолог Д.А.Чичаева и учитель физкультуры А.П.Чичаев, Почетный гражданин г.Троицка; завуч А.М.Голубина; зам, директора по профильному образованию П.Е.Азаров; 17 лет проработала учителем немецкого языка и 21 год директором школы – Отличник народного просвещения И.В.Азарова … Эти люди и многие другие за свой подвижнический труд заслуживают безмерной благодарности.
«По моему мнению…»
С 1996 г. работает в 4-й школе учителем химии и биологии Вера Ильинична Алешинская, имеющая немало поощрений, в том числе и от губернатора Московской области. Она согласилась ответить на некоторые вопросы.
– Ни для кого сегодня не секрет, что учащиеся 4-й школы – не самые благополучные дети. Сюда приходят разные ребята, в том числе и те, кому по семейным обстоятельствам необходимо скорее получить профессию и идти работать, кому в силу отсутствия достаточных знаний нет возможности поступить в вуз и оплатить высшее образование, те, от кого постарались избавиться другие городские школы по разным причинам. Как Вы к этому относитесь?
– Наша главная задача – воспитать прежде всего человека, воспитать в нем уверенность, коммуникабельность, умение общаться, оградить подростков от негативного влияния улицы, от сомнительных компаний. Научить трудиться. Мы стараемся готовить детей к практической жизни. Может быть, у нас не самые талантливые ученики, звезд с неба не хватают, не такие глубокие знания имеют, как в лицее или гимназии. Наши опытные учителя понимают, что ученики разные по развитию и воспитанию, по физическим возможностям, к каждому нужен индивидуальный подход и требования должны быть посильными, хотя, может быть, это и противоречит педагогической доктрине. Дети в нашей школе чувствуют себя более уверенно и говорят: «Здесь к нам относятся как ко взрослым».
– Трудно будет вашим учащимся сдавать ЕГЭ, как Вы считаете?
– Я ЕГЭ не одобряю. Если выпускнику не нужен вуз, то незачем ему и сдавать Единый государственный экзамен. А вуз нужен не всем. Если же вместо Аттестата о среднем образовании не сдавшему ЕГЭ выдавать Справку об окончании школы, это обострит отношения в обществе, толкнет некоторых молодых людей и их родителей к поиску «обходных» путей получения Аттестата или загонит их в тупик. Я считаю, что нужно искать иную форму итоговой аттестации. Может быть, собеседование… Пусть выпускник, не потянувший ЕГЭ, получает Аттестат о среднем образовании, но, предположим, без права поступления в вуз…
В 4-й школе дружный, творческий, думающий коллектив, и, конечно учителя переживают за судьбу своих воспитанников, в которых вложено столько душевных сил. Так было всегда. Лучшие традиции школы продолжаются и сегодня. Недавно, 2 февраля, благодарные бывшие ученики пришли на традиционный вечер встречи с цветами, поздравлениями с юбилеем, с добрыми пожеланиями в адрес своих дорогих учителей, с рассказами о том, как сложилась их жизнь.
… «Золотой юбилей». 50 лет ведут наставники своих юных воспитанников тропой Добра, отдавая им свое сердце, здоровье, знания и умения. А такое не забывается.
Алла Федосова
См. в той же рубрике: