«Эхо Москвы» — о статье в ТрВ-Наука

13 декабря 2010 г. Распечатать запись  
Рубрика: Разное

Ваш отзыв
1049 просм., 1 - за сегодня

Мы довольно часто говорим (по самым различным поводам) о том, что существует ложное ощущение подчиненности, ложное ощущение безответственности у людей, которые легко отдают себя и свою жизнь — кому? – не захватчику, не завоевателю, не террористу, который держит их в заложниках, а просто начальнику. И мы снова и снова к этому возвращаемся, снова и снова возникает ситуация, когда — «ну, я-то что?» — мы часто это говорим по поводу телевидения, федеральных каналов, больших федеральных официозных изданий, когда журналисты говорят: а что я могу сделать? Это не я, это начальник мне велит. А чего это он тебе так легко «велит»? А что ты на это так легко соглашаешься? — возникает вопрос.

Мне кажется, что корень – не зла, а подлости, — ровно в этом: в том, что люди легко допускают это насилие над собой. Смиряются с ним и, более того, с удовольствием этому насилию отдаются. Это приятное на самом деле ощущение совершеннейшей безответственности, приятное ощущение полной, в сущности, безнаказанности: могу делать все, что угодно – подписывать любые бумаги, санкционировать любую подлость, могу хоть когтями на куски разорвать. Я же ни за что не отвечаю, ни в чем не виноват — мне начальник приказал, а я согласился. Сколько раз мы с вами это видим.

Я сегодня получил письмо во всех смыслах из другой области – и географически из другой области человеческой деятельности. Письмо от одного ученого из Казани, он работает в одном из академических институтов, его зовут Алексей Крушельницкий. Он опубликовал статью, очень хорошую и интересную – в газете под названием «Троицкий вариант» (имеется в виду ТрВ-Наука. — Ред.), есть такая совсем маленькая газета, почти любительская. Люди, которые в ней работают, работают, по большей части, бесплатно. Газета посвящена научным проблемам, которая в последнее время завоевала колоссальный авторитет среди людей, так или иначе связанных с российской наукой, переживающих за российскую науку.

Замечательное издание, у него есть сайт — думаю, что в любом поисковике интернета вы его найдете легко. А на сайте найдете статью: «Пилите, Шура, пилите...» — вышла она 7 декабря. Автор этого текста, Алексей Крушельницкий, пишет: «Хочу обратиться к вам с просьбой как к ведущему программы «Суть событий» на «Эхо Москвы». Кроме научной работы я в качестве журналиста занимаюсь проблемой коррупции в Академии наук. Один из способов «распила» и без того тощего научного бюджета – закупка импортного научного оборудования — через цепочку сомнительных посредников по завышенным ценам. В принципе, по нынешним временам ничего особенного — за исключением того, что это происходит в храмах науки, так сказать, где этого можно ожидать меньше всего. И обворовывают нас не правительственные чиновники, а свои же академические начальники, многие из которых, как ни странно, являются не только функционерами, а реальными учеными».

Обратите внимание – какая точная и верная, своевременная постановка вопроса. Да, есть какие-то высокие министры, президенты, премьер-министры — кто-то там еще есть, кто санкционировал это все безобразие. Но воруют – другие. В этом конкретном случае воруют люди, от которых, как пишет автор , «ожидать можно было меньше всего». А завтра они скажут: я здесь при чем? Я приказ исполнял, у меня не было выбора. И я, не имея выбора, исполнял волю вышестоящих начальников. Мы люди маленькие, подчинены сами знаете, кому, — тут обычно глаза возводятся высоко вверх.

Дальше Алексей Крушельницкий пишет: «Пару дней назад я опубликовал статью на эту тему в газете «Троицкий вариант». Там много конкретных фактов коррупции, хотя самая главная проблема, о которой я хотел сказать в этой статье – это атмосфера конформизма и лицемерия, в которой нам всем приходится жить и работать, и следствием чего является возможность воровства. Моя просьба заключается в следующем: если вам эта тема покажется интересной, был бы вам очень благодарен, если бы вы рассказали о ней в своей передаче. Я прекрасно понимаю, что то, что происходит у нас в академии, это не «Транснефть», не МВД, не Сочи, и т.п. Но для нас, ученых, эти деньги очень даже значимы: парк научных приборов в научных институтах в большинстве случаев просто «аховый», и при этом идет многолетнее воровство. Единственная возможность это прекратить — максимальная гласность, чтобы эту проблему нельзя было замолчать».

Я немедленно написал Алексею, что прочел статью, обязательно буду об этом говорить. Поразительным образом он мне на это ответил, что, пожалуй, я ему не должен так доверять, как я ему доверяю.

Я редко сталкиваюсь с этой позицией. Он написал: «Вы сами не специалист, вы сами не можете проверить эту информацию, не можете утверждать, что все изложенные там факты истина. Но там говорится о таких вещах, что у руководителей Академии наук после этой статьи есть только два пути: либо в суд с иском на газету, либо в отставку. Если академические функционеры не сделают ни того, ни другого – значит, они трусливые прохиндеи, — ну, наверное. Какие-то более корректные эпитеты нужны, но я пишу экспромтом. А в статье — правда. На следующей неделе в Москве будет общее собрание РАН, — вот интересно, будут ли там затрагиваться вопросы о том, что в научных учреждениях занимаются таким же «распилом», как и в «Транснефти», хотя и в гораздо меньших масштабах. Сможет ли само научное сообщество честно самому себе признаться, что в парикмахерской надо что-то подправить, или они сделают вид, что ничего не произошло? Это важно потому, что российские ученые — интеллектуальная элита нашего общества, они могут быть как бы локомотивом, который сможет вытянуть всю страну из болота конформизма и лицемерия».

Мне не жалко времени на такие огромные цитаты и на это письмо. Потому что человек пишет и говорит так, как мне, пожалуй, не сказать. Должен сказать, что эти слова мне кажутся очень точными — я еще вернусь к этой истории и прочту несколько эпизодов той статьи, о которой идет речь и которая мне ценна потому, что в ней речь заходит о том, что люди обыкновенные, маленькие, могли бы противопоставить воровству и лицемерию. Другие этого не делают, а в некоторых случаях это единственный способ и залог того, что с этим воровством, лицемерием и подлостью, — вообще жизненным свинством, — удастся как-нибудь справиться.

* * *

Это вторая половина программы «Суть событий». Перед перерывом мы говорил с вами о науке как будто бы, точнее, о коррупции и воровстве внутри науки. Я читал письмо, которое получил сегодня от молодого ученого, который живет в Казани, работает в одном из академических институтов, и среди прочего, пишет в замечательную газету «Троицкий вариант», она выходит под Москвой, в городе Троицке, как легко догадаться, но уже теперь известна по всей стране – замечательная газета, посвященная науке и разным научным проблемам, проблемам организации науки и ежедневного ее бытия. Речь идет о том, как закупается разное оборудование для научных исследований и научных лабораторий – время от времени это случается, слава богу, в нашей стране, — деньги выделяются.

Некоторые время назад, когда речь шла о медицинском оборудовании, президент Медведев очень возмущался тому, что медицинские томографы многократно дорого закупали. И Алексей Крушельницкий описывает случай, когда один прибор (я затрудняюсь зачитывать названия этих приборов – они длинные и сложные), назовем его «генетический секвенатор» — кому надо, тот поймет, что это такое – был закуплен для одного из вузов за 23 млн. рублей. Такой же, в очень близкой комплектации, был закуплен перед этим за 7,6 млн. рублей. Другой такой же был закуплен за 7 млн., другой такой же, правда, без некоторых дополнительных запчастей и расходных материалов – за 5 млн. Вы понимаете разницу? Вещь, которую можно купить за 5, 7, почти 9 млн, кто-то однажды покупает за 23. Хочется знать, кому досталась разница, с кем «распилили» разницу. Вы понимаете этот механизм. Он очень простой: если вы продавец, а я покупатель, я соглашаюсь купить у вас что-то очень дорого, а вы возвращаете мне ту лишнюю надбавку, которую я вам заплатил абсолютно несправедливо. Разумеется, оставляете кое-что себе «за беспокойство». Вот мы с вами и попилили эти деньги. Если это деньги не мои, а государственные, это значит, что я увел из госказны всю эту самую сумму разницы.

Еще одну историю рассказывает Алексей Крушельницкий, про еще один прибор — «криостат с устройством глубокой заморозки, автоматическим микротомом и вакутомом». Их было куплено две штуки, каждая по 130 тыс. евро. Аналогичный прибор был куплен некоторое время до того за 50 тысяч евро. Неплохая разница: 50 или 130 тысяч.

Суммы, в сущности, ничтожные, незначительные, если это все сравнить с тем, что будет твориться вокруг чемпионата мира по футболу, с тем, что уже творится вокруг Олимпиады. Кстати, недавно, чуть ли не сегодня, поступило торжественное сообщение о том, что удалось потратить на строительство олимпийских объектов 100 миллиардов рублей, — вот, наконец, есть, что нам отпраздновать.

Так что суммы здесь чрезвычайно небольшие, но разница по такого рода контрактам иногда колеблется на уровне 55%, а иногда на уровне 150 или 200% — пишет автор статьи. Речь идет о науке, и речь идет о том, что в этом, несомненно, участвуют люди, которые «не имеют выбора» — вот это проклятое выражение: не имею выбора, по воле начальства. Попилил – грешен, извините.

Алексей Крушельницкий описывает истории с посредническими структурами: одни и те же компании встречаются, все снова и снова с разного рода операциях по закупке научного оборудования. Фирмы эти ворочают – для нашего научного мира — огромными деньгами, выглядят они чрезвычайно странно: никому неизвестны, о них нет никакой информации, они почти никогда не имеют даже сайтов, они зарегистрированы в каких-то странных местах, во главе их люди, хотя эти фирмы находятся где-то далеко за границей (что-то — в Канаде, что-то – в Швейцарии), — во главе этих компаний наши соотечественники явно. О некоторых это можно заключить просто по фамилии, а некоторых людей в академически кругах просто знают. Известно, кто это, и известно, что это чиновники, те или иные – их можно найти, можно найти их телефоны.

Алексей Крушельницкий называет эти фирмы, называет эти суммы, описывает поразительные истории с несостоявшимися тендерами. Например, некоторое время назад был тендер на закупку научного оборудования общей стоимостью около 1,6 миллиарда рублей. Опять – по сравнению со стройками в Сочи это просто ничтожная сумма, просто щепотка песка. Но для науки это серьезные деньги.

Этот тендер состоял из 15 различных лотов. Заявки на участие в нем подали три фирмы — называются эти фирмы. Собственно — «Рога и копыта» загадочные, без сайтов, со странными людьми во главе и зарегистрированные где-то далеко, но без какой бы то ни было информации о них. Заявки от этих фирмы распределились таким образом, что на каждый лот приходилось только по одной заявке от какой-либо одной из этих фирм. Соответственно, по всем 15 лотам конкурс был объявлен несостоявшимся, и контракты были заключены по максимальной цене. А смысл конкурса – заметим — заключается ровно в том, чтобы была конкуренция, чтобы произошел аукцион «вниз», когда выигрывает тот, кто готов за меньшие деньги продать тот или иной товар. Если имеется только один желающий и один участник – значит, конкурс не состоялся, значит, товар продается по максимально возможной первоначально заявленной цене.

«Такое распределение заявок по лотам явно не могло быть простой случайностью, — очевидно, что действия этих посредников кем-то координировались» — ну, кем? — кем-то, кто не имел выбора, тем и координировались. Тем, кто выполнял решения начальства. Да, в академических кругах есть маленькие люди, от них почти ничего не зависит, в сущности, они ничего не организуют, просто подчиняются другим, гораздо большим начальникам. А так, в сущности, что еще они могут по этому поводу сказать?

Вот такая история. Видите, все, оказывается, заплетено в один узел: и Химкинский лес, и питерский «Охта-Центр» , и закупки оборудования для науки, и убийства в станице Кущевской. Все происходит от одного и того же обстоятельства: люди считают, что «эта ваша политика нас не касается. Мы люди маленькие, мы этим не заняты».

Ведущий эфира Сергей Пархоменко

По материалам: сайт радиостанции «Эхо Москвы», 10.12.2010

Ваши мысли

Скажите нам, что вы думаете...
и если вы хотите показать какую-то картинку в вашем отзыве, воспользуйтесь сервисом gravatar!

XHTML: Вы можете использовать следующие теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


См. в той же рубрике: