Голос в счастливом хоре
Среди многих гостей открытого хорового фестиваля «Подмосковные вечера», прошедшего в Троицке, был музыкант и композитор из Вологды Михаил Гоголин. Его дружба с руководителем Троицкого камерного хора Алексеем Малым длится уже больше двадцати лет. «С песней по жизни», — так коротко описывает это сотрудничество Гоголин. Михаил сочиняет вещи специально для хора, хор находит интересные вещи в обширном каталоге композитора.
Михаил Гоголин – член Союза композиторов, создатель множества хоровых циклов и оркестровых произведений, но солидности и степенности настоящего «мэтра» у него нет – напротив, какая-то мальчишеская живость и радость жизни видна в каждом его поступке. Весь зал ДШИ им. Глинки от души веселился, когда на кадрах архивной хроники Гоголин бродил по зимней Италии в одной майке и удивлялся: «Почему у них жарко, а у нас – холодно? И почему они это не ценят? Люди должны быть одинаково счастливыми!»
Конечно, счастливыми можно быть по-разному, но брать в этом пример с Михаила Гоголина определенно стоит.
На афтепати фестиваля мы задали композитору несколько вопросов.
Когда Михаил познакомился с Алексеем Малым, нынешним руководителем ТКХ?
«Наше сотрудничество сложилось давно, еще в 1991 году, когда мы после окончания образования – он из Гнесинской академии, я из Петрозаводской консерватории – приехали преподавать в Красноярском институте искусств. Там познакомились, там оценили друг друга, и вот уже 23 года вместе», — вспоминает он.
Говорят, между творческими людьми возникает некая «химия», «магия».
«Химия в том, что есть понимание, что человек может сделать, что он умеет и что ему нравится. Когда совпадает эстетическая позиция. Совпадают вещи, которые, может, не всякий может и объяснить... – задумается Михаил. — В общем, люди друг друга понимают. В музыке так бывает – один хороший музыкант не всегда понимает другого хорошего музыканта. Они – разные люди, и они по-разному смотрят на мир. У нас, слава Богу, есть понимание, именно это и позволяет нам столько лет сотрудничать».
В этот момент болгарский хор под предводительством священника из Помория грянул поздравление троичанам: «Многая лета!» «Подпевайте!» – призвал святой отец на понятном всем языке.
«Мы коллег ценим в первую очередь как профессионалов, чье творчество нравится друг другу. Я сочиняю музыку, Алексей ее исполняет, — продолжил он, допев поздравление. — Мы друг друга всегда поддерживаем и в чисто человеческом плане. „С песней по жизни“ – это, конечно, хороший лозунг, но бывают в жизни и какие-то сложные ситуации, когда надо плечо подставить».
Среди сочинений Гоголина в этот раз запомнились его колядки. Одна из них, «Авсень», уже звучала в Троицке на прошлых концертах хора. Интересно, а как эта вещь создавалась, что в ее основе?
«У меня есть цикл „Песни рождества“, я его сочинял в течение нескольких лет – по три песни за цикл, и теперь их уже девять, – рассказывает автор. – Брал тексты колядок, русских и украинских, и перекладывал их на свою мелодию. Их исполняют и детские хоры, и взрослые. Есть версии с камерным оркестром и с народным. Так что, можно сказать, что-то из цикла ушло в народ, и я рад этому».
Всегда интересно, когда композитор старается встроиться в могучее русло фольклора, а потом его творчество уже живет своей жизнью. Насколько такой фольклор востребован молодежью, какую реакцию вызывают песни у юных хористов?
«Молодежь сейчас вообще мало что знает о корнях своих. А начиная петь, они начинают интересоваться: а что такое „Авсень“, а для чего колядка, а почему и когда это исполнялось? И узнают, что колядка – это когда просят, мол, дай нам что-то по-хорошему, а не дашь, мы тебе такого нажелаем! – смеется автор. – Так через художественное творчество они знакомятся со своим народом».
Но не получается ли, что действие выпадает из изначального контекста? Ведь колядка – это деревня, праздник, молодые ребята идут по дворам, а не взрослые люди торжественно стоят на сцене...
«А у меня всегда была идея – исполнение должно быть театрализованным, — отвечает Гоголин. – Всегда было какое-то движение на сцене. Иногда больше, иногда меньше, но лишним оно никогда не бывает. Молодежным хорам это особо нравится – движения, танцы какие-то. Думаю, если Троицкий Камерный хор попоёт эту вещь еще года три-четыре, можно будет им и в эту сторону двигаться».
Владимир Импалер
См. в той же рубрике: