К. Райкин: «Через классику познаем себя»
6 апреля большой зал Детской школы искусств имени Глинки был переполнен. С концертной программой Троицк посетил лауреат Госпремии, художественный руководитель театра «Сатирикон», режиссер и народный артист К.А.Райкин.
Организатор концерта Никита Лебедев откровенно признаётся, что договориться с известным и популярным артистом было несложно. Константин Райкин с радостью принял приглашение отыграть спектакль для троичан.
Спектакль-концерт «Самое любимое» представляет собой монолог. Сначала Константин Аркадьевич много шутил о себе, о своём детстве, о работе и творчестве. А когда зрители были готовы идти за артистом «на край Вселенной» – именно туда он их и повёл.
Во второй части звучали стихотворения Пушкина, Мандельштама, Самойлова, Рубцова. «Без классики – нам никуда. Она – о каждом из нас», – утверждает Константин.
Под занавес спектакля артист сказал, что очень любит классическую литературу, что всегда исцеляется ею сам и готов исцелять всех, кто приходит к нему на концерты.
После спектакля терпеливые поклонники получили автографы, а журналисты – блиц-интервью.
– Константин Аркадьевич, как Вам троицкие зрители?
– Сегодня хорошо, сегодня хорошо! Здесь хорошая публика. Я не преувеличиваю. Когда я говорю, что сегодня хорошо – это довольно дорогого стоит. Потому что у меня есть, с чем сравнивать. Здесь хорошая, понимающая, интеллигентная публика. Я это чувствую. Интеллигентность публики – хорошее качество, но не решающее, не остро обязательное. Я могу удовлетворить и более простую публику, и не очень образованную. Бывают люди малообразованные, но с большой тягой души к хорошему и мастерскому слову. Я научился быть благодарным за то, что люди вообще ходят в театр. У интеллигентности есть и другие, обратные стороны – снобизм, например. Но сегодня – хорошо!
– Видели ли Вы спектакль «Евгений Онегин» режиссера Туминаса в театре Вахтангова? Близка ли Вам такая интерпретация классики с использованием нестандартных приемов: массовые танцевальные номера, дублирование главных героев (в стиле Любимова)?
– Надо знать, куда ходить. Бывает: пляшут, поют и – здорово! Есть – барахло бездарное, а бывает – замечательное и талантливое. Я не люблю, когда люди жалуются. Особенно – когда жалуются театральные деятели друг на друга. Это глупое времяпрепровождение. Или – когда кто-то просит президента: «Давайте установим рамки интерпретации классики!» Однажды МХАТ обесчестил себя – когда закрыл постановку Анатолия Эфроса «Три сестры». Опять начинается?! Потом стыдно будет!
Режиссерская интерпретация классики обязана быть. Потому что люди должны смотреть про сегодняшний день. Потому что классика тем и хороша, что рассказывает про сегодняшний день. А надо при этом наряжаться или не надо – это решает художник-постановщик. Никто не пойдёт (и глупо ходить!) смотреть музейные постановки про старинную жизнь. Интересно смотреть «про себя в классике». Поэтому надо суметь сделать её современной, чтобы человек в зале понял: это про него. Ни пороки, ни достоинства у людей не меняются – всё из века в век остаётся в той же пропорции и борьбе одного с другим.
Инна Чистова,
фото автора
Примечание редакции ТрВ
По нашей просьбе, автор спросила Константина Аркадьевича, помнит ли он свой приезд с отцом на День физика в 1987 году. Ответ был отрицательный.
См. в той же рубрике: