Снова про ЕГЭ, или «Какое небо голубое...»
04 февраля 2010 г.
Рубрика: Образование
Ваш отзыв
1036 просм., 2 - за сегодня
Завтра Управление образование проводит семинар по проблемам ЕГЭ по математике. Один из известных учителей города написал к этому мероприятию статью, попросив редакцию ее опубликовать. Что мы и делаем.
На сообщение городского сайта «В Троицке прошла первая репетиция ЕГЭ» первым откликнулся пользователь «Станислав Тихонов», спросив, доволен ли режиссер. Другому посетителю сайта теперь окончательно стало ясно, что «ЕГЭ – бизнес организованный, а толкатели его – коррупционеры». «Валентин Иванович», отметив, что «ЕГЭ сдавали понарошку, а деньги платили взаправду», спросил, кем организован московский центр, проводящий тренировку.
Я не смог сразу ответить уважаемым землякам, не хватало информации. Только что я ее получил непосредственно от разработчиков ЕГЭ-2010 по математике.
В первую очередь скажу, что с этого года ЕГЭ по математике проводится в форме, очень сильно отличающейся от той, что использовалась ранее. Готовит его новая команда разработчиков (из МЦНМО и МИОО), некоторых из них я знаю много лет, очень уважаю и полностью им доверяю. Их поддерживает Российский союз ректоров, возглавляемый ректором МГУ В.А.Садовничим (последовательным противником разрушительных «реформ» российского образования), математики РАН, министр А.А.Фурсенко. Появилась надежда на выздоровление! О планах новой команды можно прочесть в №20 газеты «Математика» (интервью с Иваном Валерьевичем Ященко; газета есть в городском методическом кабинете).
Теперь о прошедшем 24 января пробном ЕГЭ по математике.
О «режиссере» чуть позже (это я и выяснял). Сначала скажу, что дети очень довольны. И совершенно права Ольга Александровна Леденева, начальник отдела школьного и дошкольного образования Управления образования администрации г.Троицка, говоря, что условия проведения пробного экзамена были максимально приближены к настоящему ЕГЭ.
Что же касается денег (700 рублей за один экзамен), то заплатив их, школьник более ответственно отнесется к 4-хчасовому испытанию. Он не уйдет через час, как уходили многие с двух первых (бесплатных) тренировок, прошедших в октябре и декабре. Кроме того, варианты (тексты) остаются у школьников. Все эти задачи сразу же были разобраны во всех школах города во всех выпускных классах. Добавлю еще, что для троицких учителей и методистов проведение этого экзамена было «воскресником». Жаль, что нельзя было самим и проверить работы: я сделал бы это (бесплатно) часа за три один или за два часа, если с помощником.
Теперь о недостатках.
Количество вариантов и содержание. В прошлом году после аналогичного платного экзамена в городе осталось пять различных вариантов. В этом году – только два однотипных. Кроме того, некоторые задачи, на мой взгляд, не соответствовали «духу и букве» предстоящего летом экзамена. Я как раз отправлял письмо разработчикам (накопились вопросы по задачам ЕГЭ), спросил и об этом (цитирую):
«Главный вопрос: на прошлой неделе в Троицке желающие выпускники писали платный пробный ЕГЭ по вариантам от Федерального Центра Тестирования. Задача В4 там была не на вычисление элементов прямоугольного треугольника, а неравенство С3 — не логарифмическое (а ведь эти типы назвал Иван Валерьевич в одной из книжек). Да и С4 совершенно другая, чем встречаются в книгах МЦНМО и те, что были в диагностических работах. Может, этот вариант готовила не ваша команда?»
Мне сегодня ответили:
«Ответ на третий вопрос содержится в самом вопросе: это было платное тестирование Федерального Центра. МЦНМО и МИОО – совершенно другие организации».
Я так и думал. Понятно, что и деньги за платные экзамены разработчики не получают. Почему-то вспомнилось окуджавское: «Какое небо голубое! Мы не сторонники разбоя…»
О структуре нового экзамена, о московском центре (мне не все здесь до конца ясно), проводящем платное тестирование, и о коррупции я поговорю как-нибудь в другой раз. Могу посоветовать почитать статью Игоря Федоровича Шарыгина «ЕГЭ — путь к катастрофе». Вот ее начало:
«Прежде всего, замечу, что я являюсь самым горячим и искренним сторонником Единого Государственного Экзамена. Я также за Всеобщую Справедливость и понимаю тех, кто мечтает о Вечном Двигателе.
Беда в том, что все это невозможно. В принципе. Но приблизиться, причем достаточно близко, и к тому, и к другому, и даже к третьему можно. А для этого необходимо четко понимать, о чем идет речь.
Все Единое и Государственное нам сегодня очень нужно. Нам нужна Система Единого Государственного Образования. Это необходимое условие выживания и развития России. Плодородный слой почвы легко разрушить. На его восстановление может уйти столетие. Система образования — это плодородный слой общества, из которого само общество и произрастает. Но этот слой — субстанция нежная и ранимая. Его очень легко разрушить. При этом не обязателен именно злой умысел (а в действиях наших реформаторов-модернизаторов от образования я вижу именно этот самый умысел). Достаточно и недомыслия, облаченного в самые благие намерения».
Другие статьи Шарыгина на эту тему можно найти здесь.
Юрий Пукас,учитель математики Гимназии.
См. в той же рубрике: