Кубок Победы «ушел» в Россию

19 мая 2013 г. Распечатать запись  
Рубрика: Общество

Ваш отзыв
1291 просм., 1 - за сегодня


Команда-победитель (второй справа — Н.Власов)


Команда, занявшая 2-ю место (второй слева — С.Скорбун)

На Иссык-Куле 7-9 мая прошла 1-я международная регата на Кубок Победы, приуроченная к празднованию Дня Победы. Организаторами регаты выступили Федерация парусного спорта Кыргызстана и Иссык-Кульская администрация.

Предполагалось, что в регате примут участие экипажи стран-участниц Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Причем, со спинакерами (парусами) под цвет государственных флагов. Проведение регаты одобрил Президент республики Алмазбек Атамбаев. И по его поручению такое предложение было высказано генеральному секретарю ОДКБ Николаю Бордюже и лидерам стран-участниц во время их недавнего пребывания на авиабазе Кант.

По предварительным договоренностям предполагалось, что в соревновании примут участие команды из Казахстана, Белоруссии и Узбекистана. Но в последний момент они отказались от участия. Статус регаты, может, и снизился, но для российской команды это только добавило остроты и азарта в гонке, так как оставшиеся места заняли экипажи Киргизии, неоднократные участники регат Иссык-Куля, прекрасно знающие местную обстановку и с очень большим желанием победить.

Участвовали только крейсерские яхты-четвертьтонники. Регата состояла из трех этапов: двухчасовая (две петли) гонка в районе города Балыкчи, 42-мильный переход из Балыкчи в Чолпон-Ата и совсем короткая дистанция в районе Чолпон-Ата.

Ранее я уже был в Кыргызстане. Вернее, в Киргизской ССР. В 71-м году, будучи студентом, все лето работал в стройотряде физфака МГУ на Иссык-Куле. Строили дома и другие объекты в Пржевальске и в совхозе на южном берегу. Жили в палатках на краю тянущейся вдоль берега 200-метровой полосы песка. Озеро-море, кристально чистая «бодрящая» вода. А днем на воздухе тепло – до 44-46 градусов. Вокруг – горы с заснеженными вершинами, несколько раз до основания покрывавшиеся снегом. В эти дни движение через перевал прекращалось. Так что я знал, в какое прекрасное место мы едем.

Прилетел с московской командой – семь человек в экипаже плюс группа поддержки. Но в регате я участвовал в экипаже молодых ребят из Балыкчи. Капитан – Илья Игнатьев. Опытный яхтсмен, из двадцати одного года своей жизни тринадцать занимается парусным спортом, участник олимпиады в Лондоне. Основные эмоции нашего экипажа от прошедшей регаты – могли выиграть кубок, но заняли второе место в общем зачете.

Это была очень упорная борьба, особенно для российской команды.

Надо отметить, что организаторы «накрутили хвоста» своим яхтсменам рассказами, с какими именитыми спортсменами им придется соревноваться. Вот что пишет о российской команде корреспондент газеты «Вечерний Бишкек», вице-президент Федерации парусного спорта Кыргызстана Светлана Лаптева:

«Первыми откликнулись на приглашение россияне: легендарный тренер, вырастивший известного яхтсмена Андрея Арбузова – победителя множества международных гонок, – Николай Власов. Он собрал команду из опытных яхтсменов и новичков. И поездкам на Мармарис, Кипр, Майорку они предпочли участие в Кубке Победы по парусному спорту на Иссык-Куле в Кыргызстане».

Но тут явная натяжка. Андрей Арбузов действительно высочайшего класса яхтсмен, 23-й в международном рейтинге ISAF. Власов действительно временами его тренировал, подменяя тренера, но постоянный тренер у Арбузова – Александр Плотников.

Понятно то напряжение, которое было у всех.

В первый день, как тактично сказал главный судья соревнований, с лодкой российской команды случился казус. Она села на мель. Причем – на стартовой линии. И это при том, что правилами проведения соревнований в радиусе километра не должно быть никаких препятствий.

Перед стартом все, кроме Власова, прошли через стартовую линию перед зрителями. А «Ceasar», на котором была российская команда, крутился в отдалении, проверяя паруса и т.д. И они не видели, что одна из лодок села на мель. Села, снялась, все это заметили, даже хотели переставить флажок, сместить стартовую линию. Но уже пошел отсчет предстартового времени.

И когда дали старт, все прошли мель стороной, а Власов на полной скорости влетел. И сел. Снялся с мели – и опять сел. В конечном итоге все ушли в приличный отрыв. Наверное, с милю. И когда, несмотря на «казус», лодка Власова финишировала третьей, все были реально поражены.

Но основная острота была во второй гонке на 12-часовом (!) переходе Балыкчи — Чолпон-Ата, в которой в полной мере проявились ветра Иссык-Куля. Лодка «Caesar», на которой шла российская команда, опередил наш «Бриз» примерно на минуту. «Алькор» Саныча (Виктор Брюхов, тренер парусной школы Балыкчи), последние 7 лет занимавший первые места (более двух десятков побед), пришел третьим с разрывом порядка 5 минут, «Антарекс» (команда Измаила Геттуева, на первой гонке финишировал вторым) пришел около часа позже. И уж совсем неудачно прошел дистанцию «Форейтор» (капитан Андрей Фирсов, первую и третью гонку финишировал первым) – не уложился в контрольной время.

Ветра здесь уникальные. У нас встречный ветер, а параллельным курсом идут две лодки под спинакером – у них ветер попутный. При этом расстояние между нами каких-то 800 метров. И дует прилично. Даже представить не могу, как ведет себя яхта на стыке этих двух ветров.

Или так: мы в полосе штиля, практически стоим, а пятидесяти метрах мучительно медленно, но неотвратимо проходит «Caesar» Власова. И удаляется. У них дует, а мы стоим. И так всю гонку.

Очень жаль было так рано улетать. Организаторы сделали максимум, чтобы мы могли представить себе, что такое Иссык-Куль, каковы местные обычаи, как тут живут.

Для нас поставили юрты на том месте, где в 1842 году состоялся курултай кыргызов племен сарыбагыш, буту, саяк, солто, сару, кушчу и других, на котором решался вопрос об единстве кыргызского народа и выбрали первого Хана всех кыргызов. В честь этого события совершили жертвоприношение – зарезали белого барана. Потом был бешбармак, песни под комуз и гитару. Еще было чествование ветеранов на открытии регаты и в День Победы с показательными выступлениями спецназа, военными кораблями с российской военной базы на рейде, полетами СУ-25, приветствовавшими собравшихся пусками тепловых ракет. Запомнились спинакеры на двух лодках в цветах государственных флагов, ветераны и гости на катерах, наблюдающие регату, прием у мэра Чолпон-Ата в резиденции Президента, незабываемая поездка в Семеновское ущелье, организованная Александром Воиновым, президентом федерации кикбоксинга, купание в горной реке, шампанское из Кубка Победы, подъем на лошадях на одну из заснеженных вершин.

И, конечно, положительных эмоций добавило то, что авиакомпания Air Biskek сделала нам 50%-ю скидку на авиабилеты, помогла без хлопот управиться с нашим негабаритным грузом. Туда мы везли тюки с парусами, коробки с мачтами и другими «запчастями» для лодок, а обратно – нетранспортабельный «негабаритный» кубок весом не менее 15 кг, который нам разрешили взять в салон.

Неделя пролетела, как один день.

Расстроен, что не мы (команда Ильи Игнатьева) выиграли кубок, и рад, что кубок уехал в Россию. Вот такие двойственные чувства.

Всего лишь один «прокол», на мой взгляд, сделали организаторы регаты. Не было ни одного вечера, когда все яхтсмены собираются вместе. А вечерний фуршет с церемонией награждения, где спортсмены могут пообщаться, завязать контакты – непременный атрибут любой международной регаты. Лично у меня осталось чувство недоговоренности, когда после последней гонки меня буквально «выдернули» с яхты, где мы собрались выпить по чашке чая по случаю окончания гонки, 2-го места в регате и дня рождения Ильи, которому в этот день исполнился 21 год, потому что «нас уже ждут». А на следующий день рано утром яхты ушли назад, в Балыкчи, но уже без нас.

И последнее. Из Москвы приехало восемь человек, желавших принять участи в гонках, – на пять мест на яхте. Предполагалось, что мы на разных этапах будем меняться и все слегка «погоняемся». Но принимающая сторона решила по-другому. На «Caesar» пошел опытный шкипер из Киргизии Андрей Мадеко, а нас распределили в экипажи Киргизии. Хотя у них был длинный «хвост» своих яхтсменов, желающих принять участие в регате. Это дало нам возможность полноценно участвовать в регате. И за это отдельное большое спасибо экипажам, взявшим нас в свои команды!

Сергей Скорбун

* * *

Иссык-Куль – уникальное природное сочетание двух стихий: достаточно большое зеркало воды и высокие горы, окружающие озеро. Они создают совершенно немыслимую, постоянно меняющуюся розу ветров. Такого я за свои 45 лет занятий парусным спортом не встречал. Ни в Индийском, ни в Тихом океанах, ни в Атлантике, ни на Средиземном море. Именно это доставило наибольшее удовольствие от спортивной части гонки. Плюс, конечно, достойные соперники и красота вокруг.

Победить оказалось достаточно непросто. Погоняться в таких уникальных условиях – мечта для гонщика. Если он, конечно, знает, что такое место для гонок есть.

Парусный спорт на Иссык-Куле имеет блестящие перспективы. Но для этого надо развивать инфраструктуру – увеличивать количество и класс яхт, создавать условия, к которым уже привыкли спортсмены. Для них должен быть горячий душ и обязательный атрибут современной жизни – WiFi-интернет.

Уверен, что той отличной команде, которая собралась в парусной федерации республики Кыргызстан, это по плечу. И Иссык-Куль станет желанным местом проведения отпуска на яхте или участия в международной регате.

Николай Власов,
капитан яхты,
в обычной жизни – генеральный директор УК «ЖЭК Комфорт».

Cм. весь фоторепортаж

Ваши мысли

Скажите нам, что вы думаете...
и если вы хотите показать какую-то картинку в вашем отзыве, воспользуйтесь сервисом gravatar!

XHTML: Вы можете использовать следующие теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


См. в той же рубрике: