Россия, как женщина, – любит ушами
Заслуженному артисту России Александру КУТИКОВУ исполняется 60. Возраст солидный, как и сам юбиляр. Однако ему столько не дашь – бодрый взгляд, неформальный имидж. Плотный график. Автор многих известных песен «Машины времени» отрицает оголтелую протестность рок–н–ролла, напоминая о его лиризме. Но от протеста всё равно не уйти.
Мимо поворота
– Многие авторы-исполнители в определённый момент начинают испытывать отвращение к своим хитам и обижаться на публику за то, что она не знает других песен из их творчества.
– Мне это не присуще. Я считаю, что ненависть к своим лучшим и самым известным произведениям – признак не самого большого ума.
– Песня «Поворот» нынче актуальна? Вы ощущали возможность поворота в связи с президентскими выборами?
– Какой поворот вы имеете в виду?
– Поворот для страны. Разве песня не об этом?
– Нет. Мы написали песню о своих внутренних проблемах, и это очень удачно приложилось к тому, что происходило в обществе. Она появилась в 1979 году – до перестройки было ещё шагать и шагать. Впереди были самые тяжёлые годы в нашей творческой жизни: с 79-го до перестройки. В тот период мы стали работать как профессиональный коллектив – в госструктуре. И государство прессовало нас так, как не прессовало даже подпольные группы. Мы по полгода не могли дать ни одного концерта, по пять-шесть раз сдавали худсоветам программу. Возвращаться к работе удавалось только потому, что нас считали большим экономическим экспериментом. «Машина времени» своими концертами приносила такую прибыль, какую не приносили заводы.
– Рок-музыкантов в то время преследовали за тунеядство. Теперь такой статьи в законодательстве нет, и улицы полны бомжей.
– Эта статья вовсе не была направлена на то, чтобы люди не оказывались на краю жизни. Под неё попадали все, кто не работал больше трёх месяцев, – даже те, кто старался устроиться по специальности и потому не соглашался на первую попавшуюся вакансию. Статья о тунеядстве бессмысленна.
– Может, ещё и пособие по безработице надо выплачивать, как на Западе?
– Было бы неплохо. Это не крайность западной модели общества и демократии. Работая, люди платят социальные отчисления государству, и потому государство должно поддерживать этих людей через социальную помощь в те моменты, когда они теряют работу. К тому же пособия по безработице ограничены по времени.
Гены революции
– В 1991 году «Машина…» вместе с другими музыкантами участвовала в защите Белого дома. Почему сейчас у молодёжи нет такого революционного энтузиазма, и у рок-музыкантов в том числе?
– Сегодня – совершенно другая страна. Мы получили другую экономическую систему. Политическая система – тоже другая, хотя в последние 10–12 лет она сильно приближается к тому времени, которое называют застоем. Меня это не радует.
– Вас не звали выступить на протестном митинге, как Шевчука?
– Я был на проспекте Сахарова как простой участник. Должен сказать, отношусь к протестам с осторожностью. Когда кто-то бросается словами о «политических свободах», очень важно, чтобы он отдавал себе отчёт: свобода – это прежде всего осознанное самоограничение. В противном случае политическая свобода оборачивается анархией. Я – не анархист.
– Ваш дед-революционер стал командиром полка в 17 лет. Имея такой пример, что вы думаете о современных Вооружённых силах страны?
– То офицерство, которое я часто вижу по телевизору, вызывает у меня много вопросов к сегодняшней армии. К её менталитету, к её образованности. На мой взгляд, создание новой армии надо начинать с нового института офицерства. Точнее, с возвращения к хорошо забытому старому. Я ещё застал тех людей, которые учились у офицеров царской армии, перешедших на сторону красных. Это было совершенно другое офицерство. Сейчас не хватает ни интеллекта, ни образования, ни чести, ни совести. Не всем, но многим.
– Как думаете, что сделал бы ваш дед с нынешним министром обороны Сердюковым, встретив его на узкой дорожке?
– Последний раз я видел своего деда в 83-м, за пять дней до его ухода из жизни, когда навестил его в больнице. Читая газету «Правда», он сказал: «Сашенька, и я вот это г…но делал!»
Застой интеллекта
– У вас много премий за вклад в развитие культуры. Как вам кажется, на что не хватает средств в бюджете Минкульта?
– У меня в целом претензия к государству: оно не занимается культурой и образованием так, как должно. Власть больше озабочена развитием системы госбезопасности и других карательно-охранных органов, забывая о том, что перспектива страны – в интеллекте. Мы возвращаемся к предыдущему вопросу: глупая армия, даже если её хорошо оснастили, войну проиграет. У государства нет будущего, когда оно не финансирует в достаточной мере науку, культуру и образование.
– А конкретно?
– Прежде всего – школы и институты. Пора изменить систему образования. Количество студентов и выпускников вузов недопустимо большое. 90% из них ни черта не знают. Им преподают не то, методики преподавания – устаревшие, всё осталось от «совка». Кричат, что в советское время было хорошее образование, – да, но оно было хорошим для того времени. Сегодня такой объём информации, научные перспективы настолько громадные, что нужно по-другому учить людей.
– То есть нужно, с одной стороны, увеличивать финансирование вузов, а с другой – сокращать их число?
– Да! Мне нравится система грантов – государственных и частных. Она даёт во всём мире возможность талантам из среды не очень обеспеченных людей получать достойное образование и потом работать на пользу своего государства.
– Главу Минобрнауки Фурсенко критикуют, в частности, за развал системы творческого образования.
– У нас принято критиковать всех, а хвалить – одного. Если Путин выстроил такую административную систему, при которой ему приходится решать вопросы по выдаче зарплаты на одном конкретном заводе, то о чём говорить? Замени действующих министров другими – ничего не изменится. Потому что идеология, исповедуемая руководством страны, никуда не ведёт. Эта идеология не нова: разделяй и властвуй. Царствуй.
– Кого разделяют?
– Гражданское общество, бизнесменов, артистов – всех. И ещё один важный момент: я считаю порочной экономическую модель, где на ключевых постах, контролирующих движение и расходование государственных средств и инвестиций, стоят генералы (или отставные генералы). Финансовые потоки – сфера экономистов. А у нас часто финансами занимаются «свои люди», имеющие силовой ресурс.
– Что думаете о тех, кто покидает Россию?
– Это объективная данность в тех условиях, которые возникли за последние 12 лет. Уезжают в основном молодые люди, которые считают себя хорошо образованными или хотят продолжить своё образование в лучших условиях. Причём это как раз те ребята, кто выходит из вуза не только с дипломами, но и со знаниями. Их можно понять. Наши большие чиновники часто учат своих детей в Лондоне.
– В обещанную Медведевым либерализацию не верите?
– Мы ещё в 79-м спели: «Обещаньям я не верил и не буду верить впредь. Обещаньям верить смысла больше нет». Хватит слов. За эти 12 лет я выучил правительственную риторику полностью – от «а» до «я». Выкрутасы власти на меня уже не производят никакого впечатления. По делам их узнаете… Наши граждане, к сожалению, в большинстве своём любят ушами. Как женщины.
Зло по-хорошему
– В начале интервью вы довольно скептично отнеслись к теме протеста в вашем творчестве.
– Протест – лишь одно из направлений рок-музыки. Взять тех же Битлов: их философия на первых порах была, можно сказать, примитивной. Хорошо написанные мелодии с текстами про любовь. Девчачьи песни. Отсюда и такое количество поклонниц среди тогдашних девчонок. Только потом Битлы трансформировались в серьёзных личностей.
– Тем не менее Битлы были не только музыкальным явлением, но и социальным. Как и «Машина…», которую называют «русскими Битлами». А про нынешнего Маккартни этого не скажешь.
– Маккартни для меня – самый уважаемый музыкант. Он богатейший музыкант на планете и мог бы в свои годы не выступать и не выпускать новых альбомов. Но он понимает: мы в ответе за тех, кого приручили. Он так работает в 70 лет, как может работать лишь очень талантливый человек, искренне верящий и любящий своё искусство. Искренне и с уважением относящийся к слушателям, которые за его талант платят – и деньгами, и любовью.
– Всё-таки я хотел бы заостриться на социальном аспекте. В советские годы «Машину времени» воспринимали как отдушину, как повод надеяться на лучшее…
– А теперь, стало быть, воспринимают иначе? Вы слышали наш альбом 2009 года? Слышали такую песню: «Черви в золоте, тесно в комнате, тесно в городе, мир – большая тюрьма…»?
– Я неслучайно начал с того, что ваши старые песни известны очень, а новые – не очень.
– Объём музыкальной информации, которая поступает со всех сторон, увеличился колоссально и несоразмерно возможностям человека. Нельзя объять всё то, что предлагается в музыкальном пространстве и Интернете. Часто хорошая музыка тонет в большом количестве музыкального дерьма, особенно в России. Я упомянул наш альбом для того, чтобы вы могли послушать его и несколько изменить своё мнение о нынешнем творчестве «Машины времени». Мы очень зло поём, по-хорошему зло.
– То есть вы по-прежнему боевой парень, который может со сцены врезать власти и получить от этого удовольствие?
– Удовольствие я получаю от музыки. От музицирования, от нахождения на сцене. Я не агитатор, не оратор, не парламентарий.
– Вы сказали, что ваш дед в конце жизни иначе взглянул на свою революционную молодость. Не приходилось ли вам, видя происходящее в стране после перестройки, сожалеть о защите Белого дома?
– Нет. Потому что я твёрдо знал и знаю, зачем туда шёл.
– И зачем же?
– За воздухом, за свободой. Которой сегодня опять не хватает.
Сергей Рязанов
Источник: «Аргументы недели», №11 (303), 22.03.2012
См. в той же рубрике: