Настоятель трех храмов закончил МИФИ и работал в ТРИНИТИ
Когда при Национальном Исследовательском Ядерном Университете «Московский Инженерно-Физический Институт» освящали храм, некоторые студенты говорили, что МИФИ — это вуз атеистов: такому вузу-де храм не нужен. Немногие тогда знали, что идея создания храма-часовни в память об основателях института, учителях и товарищах, ушедших из жизни, созревала в МИФИ с 1994 года и была поддержана почетным профессором В. Г. Кирилловым-Угрюмовым. Среди студентов и выпускников МИФИ, строгих физиков, верующих много. При храме в МИФИ существует дружная студенческая община. В Татьянин день — день веры и день студента, ПРАВМИР начинает знакомить читателей со священниками-выпускниками МИФИ.
Священник Николай Студеникин
Родился я в городе Магнитогорске на Урале. Семья моя не была верующей, за исключением бабушки, которую я застал уже лежачей. Но то, что она была верующим человеком, я понял только многие годы спустя после ее смерти, когда сам уже стал верующим. Других примеров веры в своей жизни я не встречал до тех пор, пока, будучи уже взрослым, крестился.
В Москву!
После школы сначала я собирался поступать в Челябинский институт на факультет электроники, но, узнав, что мой товарищ едет поступать в Москву, поехал вместе с ним и поступил в МИФИ. После института попал по распределению в подмосковный Троицк в филиал института им. Курчатова (ныне ТРИНИТИ. — ТрВ.), где проработал несколько лет инженером. Работа мне нравилась. Мы сооружали интересный прибор — измеритель концентрации озона в воздухе. В этом приборе стояла микроЭВМ, поэтому все процессы нужно было программировать, что как раз соответствовало моей специальности.
Это было начало 90-х — время, когда рухнула коммунистическая идеология, и перед многими из нас тогда начали вставать вопросы о смысле жизни. Конечно, у меня были разные увлечения, но ощущения полноты жизни они не давали. Душа искала чего-то серьезного. В этом поиске я прочитал Даниила Андреева, Поля Брега. Даниила Андреева я не только очень хорошо знал, но даже родственников своих пытался «просветить» этой литературой. Правда, когда стал православным, я изъял у них эту книгу, так как конечно, она относится к оккультной литературе. Хотя от одного священника я слышал, что в отношении описания ада, там есть реальные вещи. Но, конечно, пришлось покаяться в этом своем увлечении.
Нас не причастили на Пасху
Я работал в Троицке, жил в общежитии вместе с другом, когда однажды к нему приехал его товарищ, который стал рассказывать нам о Церкви и вере. Он говорил с таким духовным подъемом и убежденностью, что мы решили последовать его совету и креститься. Так в 25 лет я крестился в храме Воскресения Словущего в Москве, однако в храм я стал ходить только год спустя в 1992 году.
Студент МИФИ. Фото gazeta.ru
Началось все с того, что нас с другом не причастили на Пасху. Мы впервые пришли на службу, что-то смутно слышали о Причастии и хотели приобщиться Святых Тайн, но батюшка попался строгий и сказал, что тех, кто не ходил в храм во время поста причащать не будут. Мы немного расстроились, но это не оттолкнуло меня от Церкви, а наоборот захотелось разобраться и все-таки причаститься. Так я стал ходить в храм, в котором служили замечательные священники – Владислав Свешников, Леонид Царевский.
Когда я заходил в храм, я попадал словно в другой мир, и душа тянулась к этому миру. Тогда совершилась моя встреча с Богом, хотя можно сказать, что она продолжает совершаться постоянно, потому что каждая служба, каждое Причастие – это тоже есть особая встреча с Богом.
Хочу быть священником
Года через два после моего воцерковления, однажды, стоя в храме во время проповеди, я как-то особенно остро почувствовал Божие присутствие. Надо сказать, что в тот период моей жизни для меня еще оставался нерешенным вопрос о смысле жизни. Да, я обрел самое главное – Церковь, то, что искала моя душа, но вопрос о том, как все же жить дальше оставался. И вот во время этой службы мне стало ясно, что я хочу быть священником. Наверное, так Господь призвал меня на это служение.
Я сказал об этом батюшке и получил благословение учиться в Свято-Тихоновском институте и одновременно помогать в алтаре. Когда работа с прибором в филиале Курчатовского института была окончена, я с легкостью оставил ее, потому что, хотя она мне и нравилась, для меня открылась новая жизнь, новое наполнение моей жизни. И после второго курса свершилось то чудо, которое совершается с каждым, кого рукополагают в священный сан.
То внутреннее состояние, которое переживаешь в это время, словами не опишешь. Как будто ты родился заново, но не физически, а духовно, обрел новое бытие. Ясно было, что действие, которое с тобой происходило, совершалось Богом. Тот мир и радость, который мы ощущаем при причастии, в тот момент ощущалось в гораздо большей степени. Молитва и домашняя и особенно в храме приносила необыкновенную радость.
С тех пор прошло 16 лет. Сейчас я служу в 4 храмах Наро-Фоминского района Московской области, в трех из них — настоятель. За это время был не только радостные моменты, но и скорбные, связанные, прежде всего, со своими грехами. Господь дает возможность их видеть и сопротивляться. Гордость, тщеславие, себялюбие и прочие грехи, радости не доставляют, но от них так просто не избавишься.
Я хотел бы сказать, что надо стремиться не просто к святости самой по себе, а именно со Христом, когда центр жизни твоей – Христос.
Учиться слышать
Для этого, прежде всего, должно быть постоянное внутреннее движение в мыслях и чувствах ко Христу. Конечно, в нашей расслабленной жизни такая тяга, внутреннее горение могут возникать только некими вспышками, которые потом угасают, так что уже невозможно о них и вспомнить. Но, тем не менее, человек может такое стремление иметь, и если вдруг он в какой-то момент забыл про Бога, то Бог дает покаяние, и возможность снова возвратиться к Нему. Конечно, это тоже дар Божий. С одной стороны – это стремление человека к Богу, а с другой стороны — это и дар Божий, когда для человека Истина становится ощутимой. Ты эту Истину можешь как бы потрогать. А когда эта Истина перед тобой стоит, то тогда человек помнит о Боге и имеет какую-то любовь к Нему.
Мы молимся Богу, мы просим Бога о своих нуждах, мы хотим, чтобы Бог нас услышал, но Бог нас слышит. И может быть еще более важно для верующего человека, чтобы человек научился слышать Бога.
Записала Наталья Смирнова
Источник: «Православие и мир», 25.01.2012
См. в той же рубрике: