Мёрзнуть – не прохлаждаться
Так уж вышло, что крупнейшим предновогодним мероприятием Москвы оказалось мероприятие протестное. Но с праздничным оттенком. Второй митинг «За честные выборы» 24 декабря собрал более ста тысяч человек.
При желании полиция могла бы задерживать участников митинга на выходе из метро. Как стало ясно 5 декабря, власть разграничивает санкционированный митинг и несанкционированное шествие (направляться куда-либо в большом количестве после митинга – нельзя). 24 декабря сплошные потоки людей от станций метро до проспекта Сахарова выглядели как натуральные шествия, однако полиции была дана установка: не приставать. Полицейские занимались полезной работой: направляли людей и обращали их внимание на светофоры – потоки пешеходов оказывались мощнее потоков автомобилей и мешали движению.
Забавная картина: после антитеррористических «рамок» (при входе на площадь) скандировать можно, а одним шагом раньше – ещё нельзя. Но мужчина не удерживается и кричит: «Распилим бюджет по-честному!» Очередь к «рамкам» огромна, и непонятно, что больше – её длина или её ширина.
— Девушка, вы любите стоять в очереди?
— Вообще-то нет. Но сейчас её масштабы радуют.
Её зовут Катя, она коммерческий директор интернет-портала, пришла на митинг впервые.
— Вместо того чтобы съездить в «Ашан» и совершить новогодние покупки, пришла сюда. Впрочем, скоропортящиеся продукты лучше купить перед самым праздником, а об остальном я уже позаботилась, — рассказывает Катя. – Мне кажется, происходящее очень символично. Новый год, белые ленточки, цвет чистого листа, новой жизни. Чувствую радость единения, хотя слова типа «единый» и «единая» произносить не хочется. Если бы мне раньше сказали, что я буду митинговать, то я бы посмеялась. А теперь вдруг стало понятно, что молчать больше нельзя.
Рядом стоят девушки помладше.
— Девчонки, а вы-то здесь какими судьбами? Глядя на таких, как вы, острословы в интернете ласково называют эти мероприятия «мимимитинги».
Мою иронию девочки встречают строго.
— Мы пока не избиратели, но у нас уже немало претензий, — говорит одна из них. – Мы учимся в 11 классе, и нам многое не нравится: ЕГЭ, третья физкультура, урок так называемой патриотической политинформации. К тому же мы будущие студенты, а в этой сфере проблем ещё больше.
От прекрасного пола направляюсь к молодому человеку. Его зовут Виталий, он кредитный консультант.
— Неужели перед Новым годом не нашлись дела поважнее?
— Дел хватает. Ёлку пока не раздобыл. Ещё к врачу надо, если честно. Ещё я с девушкой бы с удовольствием время провёл. Но не могу сказать, что сегодня эти дела поважнее. Успею.
— А почему девушку на митинг вытащить не удалось?
— Холодно всё-таки. К тому же у нас с ней разные взгляды – она нейтрально настроена. Переубеждать её – моя функция в происходящей битве между добром и нейтралитетом, как говорит Навальный. Новый год с ней планируем встречать в Риге, там у нас будет много времени для разговоров.
— Как думаете, если бы столь массовый митинг удалось собрать в новогоднюю ночь, не было бы это эффективнее?
— По-моему, не стоит полностью отказываться от личного и семейного в пользу политики. Понятно, что для Сергея и Анастасии Удальцовых из «Левого фронта» такая встреча Нового года была бы абсолютно семейной, но всё же подобных людей мало.
Другой молодой человек митингует со спутницей – пример полного единения. Их зовут Юля и Андрей, работают менеджерами.
— Для вас это развлечение? Или вы на митинги как на работу ходите?
— Для нас это не развлечение, а дело. Но приятное.
— Какое всё-таки настроение – протестное или новогоднее?
— Не видим противоречия. Для нас и то, и другое – праздник. Хорошее настроение, короче говоря. На Новый год поедем в Норвегию, будем фотографировать северное сияние.
Новогодняя атмосфера на митинге ощущается вполне: на глаза то и дело попадаются люди в маскарадных костюмах. Кто-то нарядился Гарри Поттером и залепил рот наклейкой: «Мой голос украли». Другие смастерили себе костюмы человечков LEGO и встали с растяжкой: «Власть неLEGOтимна!» А один молодой человек нацепил ангельские крылья.
— Для чего это?
— Дарю людям радость. Они улыбаются и становятся счастливее, — отвечает «ангел», серьёзный донельзя. – И потом, разве всё это не похоже на цирк? Людям просто делать нечего.
— Зачем вы здесь, если вы против этого?
— Для меня важна дружба. А мои друзья – здесь.
— Оригинально. А как Новый год встречать будете?
— Дома, с матушками. То есть с мамой и с бабушкой. Чтобы им нескучно было.
От актёра-любителя направляюсь к профессионалу – в толпе замечен Павел Майков.
— В фильме «Бригада» вы сыграли Пчёлу, типичного бандита 90-х. Сторонники власти пугают общественность, что митинги вернут ту неспокойную эпоху.
— Та эпоха никуда не уходила. Тот же рэкет, только упорядоченный и возглавляемый властью. В том-то и дело, что пора положить этому конец.
— Вам не кажется, что митинги приобретают светский характер? Только что на сцене выступала Ксюша Собчак…
— Не знаю, зачем ей это. Здесь полно известных людей – моих коллег, но они не лезут на сцену. А про «светский характер» скажу так: развлечением это не назовёшь – зябко. «Тусоваться» лучше в тепле.
— Обязательный вопрос – о новогодних планах.
— Буду в Москве. Сначала посидим, потом погуляем. Если такой же митинг собрался бы в новогоднюю ночь – я бы присоединился. Нечего стоять в стороне, когда Родина зовёт.
…Известная поговорка в известном фильме учит, что как встретишь Новый год, так его и проведёшь. Похоже, Москва её подтвердит – митинги только-только набирают обороты.
Сергей РЯЗАНОВ
См. в той же рубрике: