Бессилие президента Медведева или нежелание премьера Путина?

26 ноября 2011 г. Распечатать запись  
Рубрика: Общество

1 отзыв
3231 просм., 1 - за сегодня

Принятие 20-й статьи Конвенции ООН против коррупции (либо введение в УК понятия «незаконное обогащение» в отношении чиновников) обсуждается еще с 2008 года, когда президент Дмитрий Медведев заговорил о борьбе с коррупцией. Хотя что надо сделать, было ясно еще в 2006 году, когда Россия ратифицировала эту конвенцию, но с ограничениями по двадцатой статье.

Не действует положение из ст.20 «Конвенции ООН против коррупции», что:

«при условии соблюдения Конституции и основополагающих принципов своей правовой системы каждое государство-участник рассматривает возможность принятия таких законодательных и других мер, какие могут потребоваться, с тем, чтобы признать в качестве уголовно наказуемого деяния незаконное обогащение, то есть значительное увеличение активов публичного должностного лица, превышающее его законные доходы, которое оно не может разумным образом обосновать».

В этом году эстафету подхватил Владимир Путин. Вот что сообщает Газета.Ru:

«Есть идея предъявлять не только доходы, но и расходы», — поставил в марте 2011 года задачу перед единороссами Путин, выступая на межрегиональной конференции ЕР в Брянске. «Надо подумать над инструментами», — сказал премьер. Еще через месяц премьер дал прямое поручение заняться расходами чиновников руководителю аппарата правительства Вячеславу Володину.

«Давайте посмотрим. Мне бы хотелось, чтобы депутаты в Госдуме сформулировали предложения по поводу того, как эту идею можно сформулировать в действующем законодательстве и подзаконных актах, — сказал Путин на заседании правительства в апреле. — Прошу Вячеслава Викторовича Володина провести консультацию с депутатами и подготовить соответствующие поправки в действующее законодательство».

Но до настоящего времени все ограничивалось разговорами. И вот точку в этом вопросе поставил Дмитрий Медведев.

После встречи президента Дмитрия Медведева с представителями СМИ Приволжского федерального округа интернет-поисковики на запрос «декларирования расходов чиновниками» выдают ссылки на публикации многих СМИ с ключевой фразой: «Президент против декларирования расходов чиновниками». Такой вывод журналисты сделали из ответа Дмитрия Медведева на вопрос одного из участников встречи.

Вот цитаты из стенографического отчёта о встрече с представителями средств массовой информации Приволжского федерального округа 19 ноября:

«К.ШИЛОВ: Дмитрий Анатольевич, хотел бы спросить о борьбе с коррупцией, о которой Вы часто и много говорите... Что мешает принять в России закон, заставляющий чиновников отчитываться не только о доходах, но и о расходах?

Д.МЕДВЕДЕВ: …Я всё-таки считаю, что за свои три с половиной, чуть больше, года на посту Президента в этом направлении сделал не то чтобы очень много, но, во всяком случае, сделал вещи, которые до меня не делал никто, – и в части законодательства, и в части контроля за доходами чиновников, и в части всякого рода механизмов. <...>

И, наконец, отвечая на вопрос о контроле за расходами. В принципе, это, наверное, возможно, но делать это нужно всё-таки аккуратно. Во-первых, строго говоря, за незаконные доходы и, стало быть, незаконные расходы нужно судить не только чиновников. Просто чиновники на плаву находятся, они в глаза бросаются.

Во-вторых, у нас, в общем, довольно тяжёлая ситуация с традициями по контролю за всякого рода расходами, тратами и так далее. И когда, допустим, кто-либо будет принимать такое решение, я считаю, нужно озаботиться как минимум одним – чтобы это не превратилось в способ той же самой коррупции. Мы же понимаем, что это такое. Одно дело – это контроль доходов. Я об этом довольно много думал, это же не просто так.

Контроль доходов – да, чиновники могут скрывать. Продекларировал он доход пять миллионов рублей, а все знают, что на самом деле у него доходов больше: дома, машины.

Но это некомфортная ситуация уже, ты декларируешь одно, а живёшь по-другому. И поэтому я считал очень важным, чтобы чиновники всё-таки декларировали свои доходы. И сейчас это делается, свои и своей семьи, ближнего круга, что называется. Это делается, и это хорошо, даже несмотря на то, что кто-то скрывает свои доходы, кто-то на родственников записывает, на друзей и так далее. <...>

Теперь по расходам. Если мы представим себе ситуацию о том, что соответствующие расходы должны подкрепляться доходами, всё с такой человеческой точки зрения выглядит вроде бы правильно, а с правовой – очень сложно. Представим себе, допустим, есть человек, у которого доходы, мягко говоря, не совпадают с расходами. К нему приходят представители органов власти и говорят: «Почему ты столько тратишь?» – «Но я всю жизнь копил». Как вы это опровергнете? «У меня родственники, которые мне деньги дают. Пойдите, спросите». Они говорят: «Да, дали ему».

Это может превратиться либо в сведение счетов, к сожалению, в наших условиях, либо в такую систему, которая сама будет провоцировать коррупцию: ты много тратишь, поделись с нами, иначе мы будем преследовать тебя за большие расходы. Именно это, на мой взгляд, является наиболее сложным в реализации задачи контроля расходов….»

Такие ответы из уст президента, юриста по образованию ясно показывают нежелание его и, надо понимать, власти реально решать вопрос борьбы с коррупцией. Ведь аргументы президента трудно охарактеризовать иначе, чем как несерьезные.

В арсенале законодателей такие инструменты, как переходной период, который можно ввести на несколько лет, чтобы люди могли подумать о будущем, задекларировать имеющееся имущество и денежные средства, амнистия тем, кто уже «нажил» и не задекларировал (заплати налоги и спи спокойно). А родственников, которые якобы хранили в чулках и ссудили чиновника на покупку условного коттеджика, можно также законодательно обязать доказать происхождение средств. И т.д.

Что касается нового разгула коррупции, которого так боится президент, то ведь одни коррупционеры-шантажисты будут незаконно обогащаться за счет других незаконно обогатившихся. И всех будет в конечном итоге ждать один конец – изъятие незаконно нажитого. Это наоборот, антистимул для потенциального коррупционера.

Однако то, что президент выставляет такой аргумент как существенный, показывает, что масштабы коррупции настолько велики, а люди, которые могут оказаться «на крючке», весьма высокопоставлены («винтиков не жалеют»), что по его мнению, это приведет только к модификации системы с увеличением возможности сведения счетов.

И еще один момент.

Коррупционные доходы вред обществу наносят существенно больший, чем просто незаконные доходы. С незаконного дохода не уплачивается подоходный налог. Это плохо. Но!

Получив откат или взятку, чиновник может санкционировать закупку оборудования или товаров, выполнение работ существенно дороже их рыночной стоимости (нашумевшие закупки томографов, медикаментов, московские дороги по 650 млн долларов за километр…), суд может принять противоречащее закону решение, будет развитие не конкурентоспособного бизнеса, а того, который больше дает. Какие могут быть инновации, если будут реализовываться не передовые технологии, а «откатные»! И т.д.

В конечном итоге все это создает деградирующую государственную систему, что мы и имеем в России.

Кроме того, откаты и взятки доказать намного труднее, а порой и невозможно.

Именно в силу вышеописанного, борьба с коррупционными доходами, как разрушающими государство, требует специального законодательства.

Понятно, что, законодательно дав определение незаконного обогащения в отношении чиновников, проблему сразу не решишь, но очевидно, что на снижение уровня коррупции это сказалось бы существенно. Какой смысл рисковать благополучием и иметь батареи отопления из золота, если их надо красить ржавой краской, а если краска по какой-то причине облупится и кто-то увидит, то можно и батарей и свободы лишиться?

Я согласен с выводами тех, кто присутствовал на встрече с президентом: «Президент против декларирования расходов чиновниками». А жаль!

Хотя это мнение Дмитрия Медведева, не исключено, что таким законодательное поле в отношении борьбы с коррупцией для своего президентства видит Владимир Путин, а Дмитрий Медведев только озвучил это видение.

Сергей Скорбун

Обсуждение

Один отзыв на «Бессилие президента Медведева или нежелание премьера Путина?»
  1. Зюков:

    Надеюсь, что присоединение к ВТО подвигнет ФС РФ на включение в ратификацию ст. 20 Конвенции. Весьма неуютно делать вид, что в РФ с коррупцией борются, не ратифицировав Конвенцию целиком. Там же, по определению, не содержатся положения, угрожающие государству. Но, конечно, содержится уроза начала массовых судебных разбирательств по вопросам необоснованного обогащения (для этого не нужен контроль над расходами и даже над доходами, нужен контроль над собственностью). Но после признания 20-й статьи для РФ нужно еще время для соответствующих изменений в УК и УПК.

Ваши мысли

Скажите нам, что вы думаете...
и если вы хотите показать какую-то картинку в вашем отзыве, воспользуйтесь сервисом gravatar!

XHTML: Вы можете использовать следующие теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


См. в той же рубрике: