Новые границы между Москвой и областью – вопрос для референдума
17 августа 2011 г.
Рубрика: Общество
Отзывов: 2
3560 просм., 1 - за сегодня
Долгое время границы столицы оставались неизменными, установленными еще в декабре 1984 года по решению Совета Министров РСФСР, принявшему Постановление № 541 «Об установлении городской черты г. Москвы». Но 13 июля 2011 года Совет Федерации РФ принял Постановление об утверждении изменения границы между Москвой и Московской областью, увеличивающее площадь Москвы на 723, 46 га за счет «полей аэрации» в г. Люберцы и некоторых других территорий. Этому предшествовало подписание соглашения между мэром Собяниным и губернатором Громовым и его утверждение законодательными органами обоих субъектов.
Затем последовала встреча мэра и губернатора с президентом Дмитрием Медведевым, где обсуждалось увеличение границ Москвы со 109,1 тыс. га до 144 тыс. (за счет присоединения территории от Варшавского до Киевского шоссе и юго-западной территории, ограниченной большой кольцевой железной дорогой).
С одной стороны, юридически принятые небольшие уточнения позволили отработать процедуру изменения границ столицы, а с другой – запутали общественность и даже экспертов, поскольку многие решили, что глобальное изменение уже произошло. Кстати, это говорит о полной покорности общественности любым решениям власти, хотя такой важнейший вопрос, как статус жителя, во всех цивилизованных странах решается исключительно на референдуме.
У нас, между прочим, такая практика тоже была: например, при объединении Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа. Но тогда референдум проходил об объединении двух субъектов, присоединение же части субъекта федерации к другому субъекту федерации – исключительный случай. Хотя речь идет о судьбе 250000 жителей, их мнение никого не заинтересовало. Подобная ситуация наглядно иллюстрирует пробелы в молодом российском законодательстве, и, на мой взгляд, это почва для работы депутатского корпуса.
Пока еще мы живем в привычной Москве с понятным всем пограничным МКАДом, но принятое на самом верху решение не оставляет сомнений: наши дети будут жить в другой Москве, в которой будет несколько «центров притяжения». Кроме исторически сложившегося, возникнут новые, где будет создана инфраструктура «города будущего».
«Новомосковские» земли сегодня представляют собой ухоженную подмосковную «дачную» среду, с такими известными местами, как Ватутинки и Красная Пахра, также в Москву «попал» город Троицк. Эти земли находятся на данный момент в юрисдикции четырех подмосковных районов: Ленинского, Нарофоминского, Чеховского и Подольского (для троицких земель это не так. — Ред.). Для жителей этой территории, как и для дачников, владельцев недвижимости, это означает большую перемену в жизни. Прежде всего, изменится статус проживающих в пригороде граждан, которые станут «москвичами» со всеми вытекающими последствиями – сменой прописки, паспорта, анкетных данных, учетом во всех инстанциях. Это изменит и статус земель – земли, присоединенные к Москве, автоматически попадут в категорию «земли поселений», что означает изменение кадастровой стоимости, и, соответственно, повышение земельного налога. Кроме того, тарифы ЖКХ в Москве существенно выше, чем в области. И хотя юридически изменений границ еще не произошло, властями уже озвучен ряд важных решений: о резервировании земель, вновь присоединяемых к Москве, а также о необходимости информирования местных муниципалитетов при сделках купли-продажи земли и блокирования «прописки» в существующем жилье.
При ближайшем рассмотрении лишь первое выглядит законным; остальные явно нарушают конституционные права граждан. В соответствии со статьей 70.1 Земельного Кодекса РФ резервирование – одна из функций по управлению земельными ресурсами, оно является способом обеспечения запланированного в будущем использования земель, предваряет непосредственно изъятие. Для частных земель допускается резервирование на срок до 7 лет, для государственных – до 20 лет. Смысл этого правового института в том, чтобы минимизировать расходы бюджета при реализации длительных проектов. Для собственников участков, попадающих в резервируемую массу, это означает, что с момента принятия решения о резервировании до момента принятия решения об изъятии и выкупе участка для государственных или муниципальных нужд или о снятии этого ограничения любые улучшения, строительство и прочее вложение средств будут происходить полностью за их счет. А все, что находилось на участке (здания, строения, сооружения, иное имущество) и должным образом учтено в соответствующих инстанциях на момент резервирования, подлежит оценке и компенсации. Причем если резервирование допустимо сразу после заключения нового соглашения между Москвой и областью, то изъятие участков – лишь после длительной процедуры проектирования планировки территории с подготовительными инженерно-геодезическими изысканиями, общественными слушаниями и согласованием с жителями, что наверняка растянется на годы.
Важно знать, что если власть принимает решение о резервировании и дальнейшем изъятии того или иного конкретного участка, она обязана проинформировать собственника этого участка, дома, и убедиться, что он извещен надлежащим образом. Присоединение беспрецедентного по размерам земельного массива затронет интересы широкого круга лиц, а резервирование и последующее изъятие земель будут стоить бюджету миллиарды рублей. Обоснованность и оправданность таких действий в юридическом плане вызывает много сомнений. В данной ситуации гражданам, живущим на таких землях, лучше вооружиться юридическими знаниями, проконсультироваться у юриста или даже обзавестись личным адвокатом.
Следующее решение градоначальников – об обязательном участии муниципалитетов при сделках – призвано предотвратить неизбежный спекулятивный рост цен на земли. Однако согласно статье 35 Конституции РФ собственность охраняется законом, и никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. При этом у собственника, согласно статье 209 Гражданского Кодекса РФ, есть права владения, пользования и распоряжения собственным имуществом по своему усмотрению. Добавление обязательности согласования, информирования о сделках купли-продажи земельных участков муниципальных органов напрямую нарушает указанные нормы.
Особо стоит сказать о запрете на регистрацию в существующем жилье. По мнению чиновников, грядет массовая регистрация в старом жилом фонде на присоединяемых к Москве территориях с целью получения компенсационного жилья после сноса существующего. Законодательство гарантирует право граждан на свободу выбора места жительства (Закон РФ от 25.06.1993 № 5242-I), особенно если это касается частного жилья, и запрет регистрации именно на новых московских землях вряд ли будет законен. Но, несмотря на отсутствие каких-либо реальных решений, имеющих юридическую силу, чиновники на местах уже усложняют жизнь простым гражданам, нарушая действующее законодательство.
Безусловно, вопрос о границах Москвы уже назрел и оправданным видится планомерное присоединение к столице смежных с Москвой крупных городов-спутников, таких как Химки, Мытищи, Королев, Балашиха, Реутов, Люберцы, Видное, которые уже сейчас де-факто связаны единой с Москвой социально-экономической территорией, взаимно интегрированной инженерной и транспортной инфраструктурами. Однако это вопрос не первостепенной значимости и принятые в июле решения выглядят достаточно спорно, суля колоссальные затраты, которые понесет государство в ходе проектирования и планирования присоединяемых к Москве территорий. Ведь главная проблема столицы, которая давно стоит на повестке дня – это улучшение транспортной доступности ближнего и дальнего Подмосковья, где живут сотни тысяч работающих в ней граждан. Строительство достаточного количества новых качественных дорог и развязок, по уровню не уступающих западным, поиск нестандартных решений – вот главный приоритет, который, на мой взгляд, должны принять на вооружение столичные власти. И, безусловно, лишь после разрешения транспортной проблемы Москвы логично дальнейшее расширение границ города, которое обязательно должно быть поддержано волеизъявлением российских граждан на референдуме.
Илья Свиридов
Источник: МО ПСР, 17.08.2011
Скоростной трамвай до Юго-Западной или Теплого Стана (а то и до площади Гагарина по 14/39 м-там) через МЕГА и Коммунарку от Академгородка когда сделают, чтобы в пробках не стоять? Обещали начать еще года 3-4 назад.
Столько надо узнать о присоединении..., не обмануться в ожиданиях, но характер власти подразумевает подвох. В чём? Страшно, что предлагая, у нас не спрашивают желания. Это — насилие. А насильник не любит жертву.