МЭР предлагает создать сеть ОЭЗ, а мэр — использовать существующее
15 марта 2011 г.
Рубрика: Наука, Официоз, Строительство, Экономика
Ваш отзыв
1532 просм., 3 - за сегодня
Минэкономразвития (МЭР) намерен накрыть Россию сетью особых экономических зон. Управлять ими будут профессиональные сити-менеджеры, как в иннограде Сколково, а бизнесу, который пойдет в зоны, снизят страховые взносы и освободят от расходов на таможенные посты. Этих стимулов мало для реализации идеи, считают эксперты, да и регионам сейчас не до вложений в ОЭЗ.
МЭР предлагает создать сеть региональных особых экономических зон (ОЭЗ). С такой инициативой выступила в Томске министр экономического развития Эльвира Набиуллина на совещании по инновационному развитию в регионах, прошедшем под руководством премьера Владимира Путина.
ОЭЗ могут так и остаться «точечным механизмом», если их не масштабировать, пояснила Набиуллина. Также МЭР предлагает «активно привлекать профессиональные управляющие компании к управлению зонами.
Премьеру идея понраивлась. Необходимо заинтересовать бизнес инвестировать в инфраструктуру ОЭЗ и технопарков, заявил он и предложил «дать возможность субъектам учитывать в качестве своего вклада в развитие технопарков привлечение средств частных инвесторов».
Если зоны создаются на средства региона и частные инвестиции, то на них можно было бы распространить федеральные льготы и преференции, предусмотренные для особых экономических зон, развила эту мысль Набиуллина. Это дало бы толчок для их развития, считает министр.
Власти хотят привлечь для управления ОЭЗ сити-менеджеров, по примеру иннограда Сколково. «Идея привлекать профессиональные компании, в том числе иностранные, к управлению ОЭЗ здравая. Для нас это новая идея, а на западе, напрмер в Принстонском университете, так и делают. И платят этим УК из бюджета. Нам это тем более подходит, поскольку не все технопарки себя окупают», – говорит участник совещания в Томске, мэр наукограда Троицка Виктор Сиднев. При этом он считает целесообразным отказаться от жесткого правила, что ОЭЗ надо строить исключительно в чистом поле, с нуля. Надо использовать имущественный и кадровый потенциал наукоградов и академгородков, говорит Сиднев: «У нас в Троицке 3 тысячи ученых, есть имущественный комлекс, который мог бы быть передан в управление компании ОЭЗ. Нет смысла это игнорировать. Так будет дешевле». По его словам, Путин поддержал эту идею.
Министр связи и массовых коммуникаций Игорь Щеголев предложил дополнительные стимулы для участков ОЭЗ: распространить 14%-ную ставку страховых взносов на резидентов технопарков. Сейчас такая льгота действует только для резидентов особых экономических зон технико-внедренческого типа.
Замминистра финансов Антон Силуанов, присутствовавший на совещании, отметил, что министерство готово рассмотреть такую возможность. «С точки зрения бюджета, думаю, это непринципиально. Это вполне реально», – сказал он.
Премьер поддержал все инициативы и предложил добавить еще льгот участникам ОЭЗ. По его мнению, можно было бы не навязывать в обязательном порядке создание специальной таможенной инфраструктуры в ОЭЗ. Это ведет к удорожанию проектов. «Как правило, в этих ОЭЗ, когда проектов еще немного, объемы еще небольшие, а инфраструктуру надо создать достаточно дорогостоящую, что в целом немножко подтапливает проект», — сказал Путин.
Премьер предложил также «дать возможность малым предприятиям в упрощенном порядке получать статус резидента ОЭЗ». « Малым предприятиям подчас трудно соответствовать предъявляемым к резидентам ОЭЗ требованиям, а между тем их участие было бы востребовано», – считает Путин.
Наконец, премьер считает нужным снять формальности, затрудняющие выдачу разрешений на работу в России квалифицированных иностранных специалистов, в том числе из стран СНГ.
«Сегодня упрощенный порядок выдачи разрешений для квалифицированных специалистов применяется в отношении специалистов с годовым фондом оплаты труда не менее 2 млн рублей, может быть, надо снизить порог до 1 миллиона или до полумиллиона рублей», – предложил премьер.
По действующему закону об ОЭЗ, инфраструктура зон — инженерная, транспортная, социальная, таможенная – создается за счет средств бюджетов всех уровней. Инвесторам предоставляется земельный участок необходимой площади, к которому подводятся все инженерные сети. Действуют четыре типа ОЭЗ: технико-внедренческие, промышленно-производственные, туристко-рекреационные, портовые. Для резидентов всех типов зон устанавливается пониженная ставка налога на прибыль. Резиденты освобождаются от уплаты налога на имущество на срок от 5-10 лет в зависимости от зоны с момента постановки имущества на учет, но при выполнении ряда условий. В частности, имущество должно быть приобретено в целях ведения деятельности на территории зоны. Инвесторы промышленно-производственных и туристско-рекреационных зон вправе применять ускоренную амортизацию, устанавливая повышающий коэффициент к основным средствам.
Несмотря на весь перечень преференций, которые дополнительно готово предоставить федеральное правительство участникам ОЭЗ, эксперты скептически относятся к идее создания сети региональных зон. Регионам сейчас не до этого: создавать инфраструктуру для особых зон очень дорого.
«Региональные и муниципальные бюджеты сейчас испытывают трудности и чуть ли не повсеместно являются дефицитными. Поэтому дополнительные траты для них сейчас не актуальны», – говорит директор ЦМЭИ BDO в России Елена Матросова. Кроме того, для активизации зон нужен подъем в экономике. « А этого как раз нет. Инвестиционная активность в стране, помимо госсектора, низкая. Что будет мотивировать развивать бизнес в ОЭЗ?» – недоумевает Матросова.
Привлечь бизнес в ОЭЗ можно, но нужны действительно привлекательные налоговые стимулы. «Да, 14% ставка страховых взносов вместо 34% – это хорошо. Но это не стимул. Нужно полностью на время выхода компании на окупаемость освободить резидентов зон от налога на прибыль (обычно это 15,5%), от налога на имущество (2,2%) и 18% НДС», – говорит Сергей Жестков, партнер московского офиса Baker & McKenzie. Но эти льготы целесообразно применять только в промышленно-производственных зонах. Время окупаемости проектов в таких зонах в среднем 5-7 лет. Эксперт сомневается, что власть пойдет на столь радикальные шаги. Слишком велики могут оказаться потери для федерального и регионального бюджетов.
Рустем Фаляхов
Источник: Газета.Ru, 15.03.2011
См. в той же рубрике: