Всё у нас получится!
Технопарк Кольцово (spacestructure.ru)
Виктор Сиднев — проигравший кандидат на выборах в Совет депутатов Троицка — рассуждает о проблемах реализации Стратегии социально— экономического развития наукограда до 2032 года.
В сентябре в Троицке почти одновременно произошли два знаменательных события: город получил статус наукограда еще на 15 лет и прошли выборы нового Совета депутатов. Казалось бы, какая связь между эти двумя событиями? А между тем, оба они имеют непосредственное отношение к будущему нашего города в XXI веке.
Условием получения статуса по новому закону о наукоградах было наличие разработанной и утвержденной Стратегии социально-экономического развития города на следующие 15 лет. Такую Стратегию по заказу администрации разработала Высшая школа экономики, и предыдущий состав Совета успешно принял ее в июне 2016 года. Это и позволило продлить статус наукограда для Троицка еще на 15 лет, т. е. ровно на весь срок действия этой самой Стратегии. И теперь новому составу Совета депутатов предстоит принимать ключевые решения по ее реализации.
В общем Стратегия, на мой взгляд, получилась хорошая — она про сохранение Троицка как научного центра мирового уровня и превращения его в инновационную столицу если не России, то, по крайней мере, Москвы. В частности, Стратегия подразумевает создание в городе нескольких тысяч новых рабочих мест в сфере науки и инноваций, что не только поможет вернуть в город тех, кто сегодня тратит несколько часов на дорогу в Москву и обратно, но и обеспечит достаточный уровень налоговых поступлений в бюджет для устойчивого развития наукограда.
Очевидным недостатком Стратегии на сегодняшний день является то, что она пока не согласована с вышестоящими уровнями власти. Хотя Министерство образования и науки Российской Федерации формально и согласовало Стратегию (такое согласование — прямое требование нового закона о наукоградах), оно не согласовывало План реализации, в котором как раз и указаны основные финансовые параметры Стратегии. При этом закон вообще не предусматривает согласование Стратегии с правительством Москвы, хотя очевидно, что в условиях глубоко дефицитного местного бюджета ее реалиазция невозможа без поддержки московских властей. Поэтому согласование Стратегии и Плана ее реализации с федеральными и московским властями будет одной из главных задач администрации Троицка на ближайшее время, особенно с учетом того, что московские власти вообще приняли решение отложить разработку Стратегии развития Москвы до 2019 года.
Стратегия развития и Генплан
Вторая ключевая проблема нашей Стратегии: пока она, что называется, «висит в воздухе», причем почти в буквальном смысле. Дело в том, что к документам стратегического планирования, помимо Стратегии социально-экономического развития, относятся еще и документы территориального планирования, т.е. Генеральный план. Генплан — это, по сути, стратегия развития города, положенная на городское пространство. А значит, принятие Стратегии фактически создает запрос на внесение изменений в Генплан. Но как раз там (в Генплане) ничего про создание большого количества дополнительных рабочих мест (а это основной целевой показатель принятой Стратегии) и не сказано. При разработке и обсуждении проекта Стратегии отдел архитектуры администрации уделил большое внимание количеству велосипедных дорожек и автостоянок на территоии города, но, к сожалению, так ничего и не сказал про то, где же будут создаваться те самые рабочие места, которые являются ключевым показателем эффективности реализации Стратегии. На мой взгляд, на сегодняшний день это основная слабая сторона принятого документа.
Ключевая разница между Генпланом и Стратегией в том, что принятие Стратегии еще не влечет за собой никаких юридических последствий для собственников и пользователей земельных участков на территории Троицка. И будут они на своей земле (будь то частный собственник или правительство Российской Федерации) создавать рабочие места в рамках реализации Стратегии развития наукограда или не будут — это пока их личное дело. Нынешний Генплан их тоже особо ни к чему не обязывает: свободные участки в Троицке (а это, в основном, федеральные земли) закрашены в нынешнем Генплане серым, т.е. они вообще при разработке Генплана рассмотрены не были. Новому Совету предстоит принять новый Генплан — действие нынешнего заканчивается в 2020 году.
Первый Генплан, принятый Советом в 2009-м, уже сыграл большую роль в будущем Троицка, в значительной мере поставив в тот момент преграду точечному коммерческому жилищному строительству. Но новый Генплан будет принять гораздо трудней именно потому, что его задача — не заморозить город в его нынешнем состоянии, а дать ему возможность развиваться в том направлении, которое уже определено принятой Стратегией развития наукограда. Это будет накладывать значительные ограничения на собственников и пользователей земельных участков, и, конечно, далеко не всем это понравится. А значит, можно ожидать серьезного давления на Совет депутатов при внесении изменений в существующий Генплан со стороны тех, кому, например, строительство нового коммерческого жилья на федеральных землях ближе, чем создание новых рабочих мест в науке и инновациях. Но другого пути нет, если мы действительно собираемся и дальше оставаться наукоградом, а точнее, развиваться как наукоград XXI века.
Где деньги взять?
Из существующих пространственных ограничений следует еще одна проблема. Общий объем инвестиций, предусмотренный Планом реализации Стратегии до 2032 года, превышает 100 млрд руб. Ясно, что ни у муниципалитета, ни у Российской Федерации, ни даже у правительства Москвы для Троицка таких денег нет. Значит, придется (если мы и в самом деле хотим реализовать нашу Стратегию) привлекать частные (в том числе иностранные) инвестиции. И не в торговлю и строительство — там они, как показывают опыт и расчеты Высшей школы экономики, сами найдутся. Откуда возьмутся инвестиции в наукоемкие технологии и производства — вот это большой вопрос. Кто хоть раз пытался их искать, знает — первое, что спрашивает любой потенциальный инвестор: «А зачем мне идти к вам и чем ваша территория лучше других?»
И здесь вопрос конкурентоспособности территории становится самым главным. Один ответ известен и уже сформулирован в Стратегии развития наукограда как наше главное конкурентное преимущество. Это высококвалифицированные кадры, или, как теперь модно говорить, «уникальный человеческий капитал». Неизвестно, что будет со Сколково через 20 лет и появится ли там этот самый капитал, а в Троицке в советское время он создавался десятилетиями, когда выпускники лучших технических вузов страны ехали к нам на работу. Кстати, первый советский Генплан Троицка не был согласован Госпланом СССР именно по этой причине: там посчитали, что столько физиков, сколько нужно было Троицку для реализации того Генплана, в стране нет. Поэтому и сегодня это наша главная ценность. Но, к сожалению, одного этого теперь уже недостаточно.
Троицк — особая зона
Другим известным способом повышения инвестиционной привлекательности регионов являются специальные режимы экономической деятельности на территории, наиболее известные из которых — особые экономические зоны. У Троицка в этом смысле уникальные возможности, потому что все такие режимы подразумевают, с одной стороны, некоторую обособленность территории, а с другой стороны, специальные режимы управления. В Троицке есть условия и для того и для другого: он является городским округом с достаточно широким набором полномочий и ресурсов, включая собственную территорию с развитой инженерной ифраструктурой. Особые экономические зоны обычно эффективны, если находятся вблизи таможенных границ, поскольку позволяют эффективно использовать специальные таможенные режимы при производстве экспортно-ориентированных товаров. Троицк расположен довольно далеко от границ и портов, поэтому я приведу в пример два других инструмента, на мой взгляд, наиболее подходящих для наукограда. Первый — статус территории опережающего развития (сокращенно ТОР). Этот режим описан специальным федеральным законом.
Всезнающая Википедия дает такое определение: «Территория опережающего развития — экономическая зона со льготными налоговыми условиями, упрощенными административными процедурами и другими привилегиями, создаваемая для привлечения инвестиций, ускоренного развития экономики и улучшения жизни населения». Лучше о целях нашей Стратегии, пожалуй, не скажешь. Выделение внутри страны территорий с необходимой для старта производства инфраструктурой и льготами — широко распространенная международная практика привлечения крупных предприятий. Создание таких территорий также называют «китайским путем». Если следовать теории Митрофанушки, который считал, что «всяка дверь должна быть прилагательна, потому что к своему месту приложена», то и специальные экономические режимы должны соответствовать особенностям территории. Особенность ТОР в том, что, согласно закону, для управления такой территорией создается «управляющая компания — акционерное общество, которое определено правительством Российской Федерации в целях осуществления функций по управлению территорией опережающего социально-экономического развития и 100% акций которого принадлежит Российской Федерации». Поскольку основные ресурсы на территории города принадлежат Российской Федерации, то управление развитием территории в рамках модели ТОР позволит эффективно реализовать имеющиеся в наукограде ресурсы для реализации Стратегии. Закон о ТОРах вступает в силу на всей территории Российской Федерации с марта 2018 года, и у Троицка еще есть шанс побороться за такой статус. И новый Совет вполне мог бы инициировать этот процесс.
Второй специальный режим, который можно было бы использовать в Троицке наряду с ТОР, — статус международного медицинского кластера в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации № 160 «О международном медицинском кластере» от 30 июня 2015 года. По сути, это аналог Сколкова для медицины. Но присваивается этот статус территории постановлением правительства Москвы. Получение такого статуса для Троицка позволит не только ускорить разработки и внедрение медицинских приборов и технологий в троицких институтах, но и превратит наукоград в центр оказания высококачественных медицинских услуг для жителей Троицка и Москвы в целом и приведет к улучшению качества жизни в наукограде.
Конечно, не только Троицк мечтает о привлечении инвестиций в высокие технологии и создании на территории специальных экономических режимов. Сегодня существует жесткая конкуренция между территориями за получение такого статуса, и пока Троицк в этой конкуренции проигрывает и Дубне, и Обнинску, и Новосибирску, и Кольцову. На мой взгляд, главной причиной этого является отсутствие договоренностей в местном сообществе и с правительством Москвы о путях развития наукограда. Например, известно, что статус наукограда Троицк получил на несколько лет позже из-за позиции тогдашнего руководства Академии наук. В советское время Совет директоров институтов фактически управлял городом, поэтому и противоречий между интересами науки и инноваций, с одной стороны, и городского развития, с другой, практически не было. К сожалению, сегодня директора заняты не развитием своих институтов, а охранением своих территорий в интересах абстрактного будущего российской науки. Виной тому и отсутствие внятной политики Российской Федерации в области науки и инноваций. Может быть, только что прошедшие выборы президента РАН и позволят сдвинуть ситуацию с мертвой точки, но, независимо от этого, нам необходимо приложить усилия для достижения консенсуса вокруг целей и задач городского развития, описанных в Стратегии наукограда.
В общем, задач на ближайшие 15 лет хватит и администрации, и вновь избранному Совету, и нашей науке. Надо, чтобы каждый был занят своим делом, а все мы вместе работали на благо нашего города и всех его жителей. И тогда всё у нас получится.
Виктор Сиднев
Технопарк Кольцово (интерьер) (spacestructure.ru)
См. в той же рубрике: