«Комсомолка» замерила троицкую радиацию

16 апреля 2012 г. Распечатать запись  
Рубрика: Город

Ваш отзыв
6950 просм., 1 - за сегодня

Разговоры о радиационной угрозе в последнее время вспыхнули с новой силой. Сначала пошли слухи о найденном на территории воинской части в Электростали фонящем участке земли. Потом Мосгордума озаботилась: а нет ли опасного излучения в Новой Москве — то есть на территории, которую официально присоединят к городу 1 июля этого года? Эксперты назвали несколько потенциально опасных точек: Подольский завод цветных металлов, свалка рядом с заводом «Мосрентген», а также два крупных мусорных полигона — «Сосенки» и «Саларьево» в Ленинском районе.

Реальна ли эта угроза? Вооружившись дозиметром, наш корреспондент вместе с экологами отправилась по указанным Мосгордумой адресам.

Безопасный Юго-Запад

Первый пункт назначения — «Саларьево», одна из самых больших мусорных свалок Европы. Говорят, сюда еще с советских времен нелегально свозились радио-активные отходы. Нынче мусорный полигон заброшен. Но ведь известно, что радиоактивный мусор может лежать в земле десятилетиями и оставаться опасным!

Подобравшись к полигону примерно на 150 метров, достаем дозиметр.

— Всего 0,1 микрозиверта. При допустимой норме 0,3. С точки зрения радиации здесь абсолютно безопасно, — заверили меня экологи «Экостандарта» Николай Иванов и Илья Катаргин. — Возможно, где-то внутри свалки и есть очаги радиации. Но вряд ли кто-то из жителей туда сунется.

Схожие показания появляются на приборе у другой заброшенной мусорной свалки — «Сосенки». Чуть больше — 0,15 микрозиверта — у проходной завода «Мосрентген». Недотянула до нормы и еще одна якобы опасная точка: Институт инновационных и термоядерных исследований в городе Троицке (см. карту). Все в норме!

— Радиация может быть на самих объектах, но за пределами ее нет, — объясняют данные приборов Николай Иванов и Илья Катаргин. — А значит, нет и угрозы для здоровья населения. Но на самом деле фонящие точки в Московском регионе все-таки есть. И они совсем не за МКАД. Поехали-ка в центр!

Мы разворачиваем машину.

Театр Эстрады и парк Горького

Кто из нас не сидел на гранитной набережной, наслаждаясь видом храма Христа Спасителя! Зря, оказывается. Прибор здесь показывает 0,33 микрозиверта в час. У Театра эстрады данные еще выше — 0,5 мкЗв/час.

— Виноват гранит, — стучит по перилам эколог Илья Катаргин. — Из него сделана набережная. Этот камень выделяет радон — радиоактивный газ.

— Конечно, если просто провести несколько часов у театра, вреда здоровью не будет, — уверяет Илья. — Но на месте любителей регулярно сидеть на гранитных плитах набережной я бы задумался. Доза хоть и минимальная, но лучше ее избегать.

Следующая точка измерения: Крымский мост и парк Горького.

В парке прибор среагировал на скамейки из гранита: они фонят «с мощностью» 0,33 микрозиверта в час. Показатели на Крымском мосту — 0,37 мкЗв/час, на набережной у парка излучение чуть сильнее — 0,43 мкЗв/час.

Самыми спокойными из составленного экологами списка оказались парк «Коломенское» (было подозрение, что сюда когда-то сливали радиоактивные отходы) и МИФИ (его заподозрили было из-за специфики работы).

Но показатели в обоих местах даже ниже нормы. Студенты могут спокойно грызть гранит науки, не опасаясь за свое здоровье.

Метрополитен: дозы превышены

Спускаемся под землю — эксперты подозревают, что главный источник городской радиации именно там. И впрямь, на станции «Баррикадная» прибор застыл на цифре 0,5 мкЗв/час (допустимая норма, напомним, 0,3).

— Показатели в Московском метрополитене почти везде будут превышены, — говорит Илья Катаргин. — В советское время гранит использовали для облицовки почти каждой станции метрополитена. Плюс в сами туннели может проникать все тот же газ радон, находящийся в недрах земли.

Излишне пугаться не стоит: для рядового пассажира подземки вред минимальный. Что касается работников станций, тем более со стажем, то такое излучение может сказаться на их здоровье. Но тут многое зависит от иммунитета конкретного человека.

— Если брать столицу в целом, радиации в городе не так уж много, — подводит итоги Екатерина Веселова, руководитель отдела экологической экспертизы «Экостандарта». — Средний фон — 0,15 мкЗв/час. Главный источник не свалки, а используемый в строительстве материалы. А вообще, здоровью так называемого среднестатистического москвича намного больше, чем радиация, вредят шум и выхлопные газы.

P. S. Отчет о замерах радиации в подземке мы отправили в столичный метрополитен и попросили прокомментировать ситуацию. Наше обращение обещали рассмотреть лишь к 3 мая. «Комсомолка» обязательно расскажет о позиции метрополитена.

Справка «КП»

0,3 мкЗв/час (микрозивертов в час) — допустимая для человека норма радиационного облучения. Если дозиметр показывает большие значения и этот фон постоянно окружает человека, то радиация начинает накапливаться в организме, что со временем может сказаться на здоровье. Доказано, что от радиации страдают иммунная и нервная системы, нарушается обмен веществ, в разы вырастает риск онкологических заболеваний.

Официально

Начальник отдела надзора в сфере радиационной безопасности Роспотребнадзора Москвы Сергей Охрименко:

«Нас волнует подземный газ радон»

— Тема радиационного загрязнения в столице часто поднимается и так же быстро забывается. Потому что угрозы нет. Единственное, что нас волнует, — это газ радон, который находится под землей (тот самый, что может проникнуть через трещины в подземке. — Авт.). Ситуацию по нему мы внимательно отслеживаем. Пока проблем не было.

Комментарий врача

Ведущий сотрудник Центральной клинической больницы РАН реабилитолог Евгений Жарков: «В такой мини-дозе вреда нет»

— С точки зрения медицины такое минимальное превышение уровня радиации не опасно для пассажиров и работников станции. Шум, искусственный свет, отсутствие свежего воздуха могут навредить куда больше.

Комментарий специалиста

Председатель Комиссии по экологической политике Мосгордумы Вера Степаненко: «Надо принять закон «О радиационной безопасности»

— В середине прошлого века люди не слишком задумывались о радиации. Очень часто отработанное радиоактивное сырье захоранивали где придется, даже на территории жилых районов. Но на территории Новой Москвы находятся несколько крупных свалок, поэтому к этим землям у экспертов особый интерес. Перед началом расширения и застройки будут проводить дополнительный анализ грунта на радиоактивность: землю лучше еще раз проверить!

Проблемы с радиацией нужно решать на законодательном уровне. Раньше контролем и надзором за опасным излучением в столице занималось предприятие «Радон». Сейчас эти функции передали гос-корпорации «Росатом». Закон «Об обращении с радиоактивными отходами» предполагает создание единого национального оператора в сфере радиации. Но сейчас, можно сказать, переходный этап: непонятно, кто все-таки следит в столице за фоном. Думаю, необходимо принять закон «О радиационной безопасности в Москве». Создать полную базу данных источников радиации, контролировать перемещение и уничтожение отходов. Нужны ведомства и специалисты, которые будут следить за обстановкой и регулярно делать замеры. Сейчас уже есть рабочая группа в Московской думе, которая готова приступить к разработке законопроекта.

Анна Горшкова

Источник: «Комсомольская правда», 16.04.2012

Ссылка по теме:
Троицкий институт подлежит ликвидации?

Ваши мысли

Скажите нам, что вы думаете...
и если вы хотите показать какую-то картинку в вашем отзыве, воспользуйтесь сервисом gravatar!

XHTML: Вы можете использовать следующие теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


См. в той же рубрике: