В книге «Рок над Россией» собраны беседы с множеством известных отечественных музыкантов
Автора книги, которую мы представляем сегодня, постоянные читатели газеты «Аргументы недели» знают очень хорошо. Сергей Рязанов – один из лучших интервьюеров нашего издания. Книга «Рок над Россией» – это сборник его бесед со знаковыми музыкантами этого стиля.
Эта книга очень отличается от других, вышедших в издательстве «Аргументы недели». Обычно автор книги является и автором текстов в ней. Но не в этот раз. Главные герои «Рока над Россией» – люди, чьи имена неразрывно связаны с огромным и малоизученным пластом советской и российской культуры под названием «русский рок». Сергей Рязанов лишь брал у них интервью.
Но было бы наивным заблуждением думать, что функция интервьюера всего-то записать, что ему надиктуют персоны, которых он интервьюирует. Мастерство интервью – и интервьюера – заключается в том, чтобы, во-первых, вывести «персону» на разговор, который важен журналисту, задать нужные вопросы. А во-вторых, разговорить собеседника так, чтобы он не отделался дежурными фразами, а, что называется, раскрыл душу. А для этого нужно быть «глубоко в материале», провести огромную подготовительную работу, досконально изучив не только творчество того или иного музыканта, но и весь стиль музыки, в которой он работает, и его мировоззрение. Ведь человек просто не будет отвечать на вопросы, которые ему не интересны, или отделается односложными ответами. В этом плане Сергей Рязанов – настоящий мастер, и его вопросы подчас бывают интереснее, чем ответы «персон».
Нужно ещё иметь в виду, что люди творческие, а рокеры в особенности, часто имеют сложный характер, живут в собственном мире. Говорить с ними, вывести на откровенность бывает очень непросто. Например, многие коллеги просто воем выли после интервью с Сергеем Чиграковым, известным публике как Чиж. Ты ему задаёшь какой-то глубокий по смыслу вопрос, а он в ответ: «Ну да» или: «Наверное, так». И всё, молчок. Даже с такими интровертами на грани аутизма Сергей Рязанов умудряется провести беседу так, что даже по их ответам, напечатанным на сухой бумаге, видишь, как его собеседник постепенно заводится, начинает отвечать эмоционально, с несвойственной ему страстью. Иногда для этого требуется даже уколоть собеседника, задать резкий, неудобный вопрос, спровоцировать его. Но не будем выдавать профессиональные тайны.
Главный же секрет Сергея Рязанова в том, что для него это не просто работа, он искренне любит русский рок, знает о нём если не всё, то очень много и этим самым подкупает собеседника, который и сам прекрасно видит, кто перед ним – обычный «журка», которого редактор послал поговорить со знаменитостью и который, вполне возможно, прямо по дороге на интервью успел послушать пяток песен того, с кем собрался говорить «за жизнь», или же человек, который с тобой на одной волне, которого волнуют те же вещи, что и тебя.
Что же такое «русский рок»? Сергей Рязанов сам даёт такой ответ: «В 60-е годы прошлого века – в это светлое для нас и для Запада десятилетие – на смену поэтам, писателям, интеллектуалам, политикам пришли совершенно новые властители дум: там – рок-звёзды, у нас – барды, поэты с гитарой (чего стоит один только Высоцкий). И дальше произошло слияние, симбиоз, мутация – как угодно. Рок-звёздность, эффектность, энергетика западной музыки оказались помножены на нашу вербальность, нашу словоцентричность, глубину. Так возник русский рок».
Что же эти властители дум думают о самих себе?
«Нас назначили в святые – хоть сейчас в иконостас», – спел Маргулис.
«Вряд ли мы, рок-музыканты, тянем на святых. Люди возлагают на нас надежды подобного рода, но я бы не особо гордился этим, потому что надо соответствовать, а не всегда получается», – добавил Галанин.
«Музыканты – круче политиков. У музыкантов власть основана на любви, а у политиков в лучшем случае – на страхе, а в худшем – и никакой власти у них нет. У нас главное любовь, а не власть», – сказал Кинчев.
«Хоронили русский рок, хоронили. Тучи пепла, толпы гари и пыли. А он лежал в гробу хороший, пригожий, совершенно на труп не похожий», – спел Шевчук.
Протесты, «закручивание гаек», майдан на Украине, Крым, Донбасс, попытки международной изоляции России – в книге уместилось десятилетие.
Но не только. Воспоминания о советской молодости, переоценка тех времён и себя в них, осмысление рубежа веков, пути русской рок-культуры – всему этому здесь тоже нашлось место.
Рокеры в большинстве своём не любят давать интервью и делают это (если делают) из соображений профессионального долга. Их можно понять: зачем отвечать на какие-то вопросы, когда все ответы уже даны в песнях? Однако читательский спрос на рокерские интервью показывает: они нужны. Думается, ещё нужнее они будут потомкам.
Михаил Борзыкин, Вячеслав Бутусов, Сергей Галанин, Армен Григорян, Константин Кинчев, Валерий Кипелов, Алексей Кортнев, Александр Кутиков, Сергей Мазаев, Евгений Маргулис, Пётр Подгородецкий, Игорь Растеряев, Дмитрий Ревякин, Алексей Романов, Глеб и Вадим Самойловы, Александр Ф. Скляр, Гарик Сукачёв, Валерий Сюткин, Сергей Чиграков, Сергей Шнуров – это далеко не полный перечень рокеров, с кем Сергей Рязанов поговорил на страницах этой книги.
Сергей НИКИТИН
Источник: «АН» № 21 (816), 1-7.06.2022
См. в той же рубрике: