Знания без «комплексов»
Каждый год в конце августа в Троицке проходит городская образовательная конференция. Педагоги встречаются, чтобы подвести итоги прошедшего учебного года и наметить планы на новый. Актовый зал Начальной школы был полон, с ярких настенных панно на пришедших смотрели герои Сент-Экзюпери. Учителей поздравил с успехами глава города Владимир Дудочкин, эстафету торжественных речей, докладов и награждений подхватили замглавы Елена Михайлова, начальник отдела образования Ольга Леденёва, зав. отделом дополнительного образования и воспитания Марина Филипенко и другие.
В списке лучших
Поздравлять есть за что: две троицкие школы, Лицей и Гимназия им. Пушкова, оказались в списке лучших 400 школ Москвы в 2013—2014 учебном году. Составляется этот список по результатам олимпиад, ЕГЭ и ГИА. ≪Это дает дополнительные силы — и учителям тоже, — рассказывает директор Гимназии им. Пушкова Наталья Тимошенко. — Когда есть такой серьезный результат, можно ставить новые задачи, еще выше поднимать планку≫.
≪В этом году выросли другие школы, прежде всего количеством. Если брать не абсолютный, а процентный показатель, мы бы попали, наверное, и в 100 лучших≫, — объясняет директор Лицея Николай Кучер. Вот подтверждение: выпускница Лицея Ольга Перец стала одной из двух стобалльниц ТиНАО (вторая, Александра Копылова, из шестой школы).
≪Есть еще одно большое достижение, — рассказывает Кучер. — Москва проводила конкурс региональных инновационных площадок, в него попали мы и Гимназия города Троицка. Победили в двух проектах: инженерно-технологическом и гуманитарном. Это означает, что мы получим в этом году серьезное оборудование: 3D-сканеры, 3D-принтеры, цифровые лаборатории и так далее≫. ≪У нас появится очень серьезное оборудование, будем обучать работе на нем учителей. Предстоит доказать, что мы состоятельны в заявленных направлениях не только на бумаге≫, — добавляет директор Гимназии Троицка Валентина Гурова.
Ждем перемен?
За отчетными речами и благодарностями проглядывает одна, достаточно заметная интрига ближайшего учебного года. Она касается наметившейся в Старой Москве тенденции к укрупнению образовательных учреждений, созданию так называемых образовательных комплексов. Явление, с одной стороны, здравое: передовые школы помогают отстающим, а педагоги внимательно и бережно ведут ребенка от яслей к вузу, наблюдая за его развитием и социализацией. С другой, бездумное слияние учреждений редко приводит к чему-то хорошему.
Заочная полемика по этому поводу слышалась и в докладах собравшихся. Так, по итогам круглых столов конференции был выработан проект резолюции, в которой создание ≪комплексов≫ было в явном виде намечено. ≪Рассмотреть возможность интеграции системы образования Троицка, выхода ее на окружной уровень≫ рекомендовала замначальника управления образования ТиНАО Елена Бондаренко. ≪Пусть это окружной уровень выходит на нас!≫ — парировала в заключительной речи Елена Михайлова.
Схожие мысли выразил и экс-мэр Троицка, руководитель Троицкого инновационного кластера Виктор Сиднев, который много общается с учителями других районов ТиНАО: ≪Как правило, при укрупнении директорам школ становится уже не до образовательного процесса. Хорошо, что троицкое образование не попало в московскую реформу. Авторитет его в округе очень высок, и нам предстоит большая работа по сохранению традиций и упрочению позиций≫.
Виктор Сиднев: «От научной деревни — к городу»
По окончании конференции мы подробнее расспросили Виктора Сиднева о его взглядах на троицкое образование.
— Как вы оцениваете развитие троицкого образования? Что из намеченного во времена вашего мэрства получило развитие?
— Безусловно, образовательная инфраструктура развивается успешно. Кстати, мы с вами беседуем в здании Начальной школы, которое было построено в то время. А сейчас строится новая пристройка ко второй школе, вводится еще один детский садик. Наше присоединение к Москве будет и дальше способствовать этому развитию. Но также необходимо, чтобы мы сохранили и собственные образовательные достижения: успехи, которых мы достигли до присоединения. Это касается подготовки школьников по профильным для нас предметам: физике, математике. Многие ребята из Троицка поступают в физико-математические вузы страны.
Сейчас очень важно простимулировать в нашем образовании инновационную компоненту, пробудить желание людей заниматься не просто наукой, но еще и инновациями, высокими технологиями. Чтобы они создавали продукты, которые могли быть доведены до рынка, и в итоге в городе появлялись новые производства и рабочие места. Для этого надо постараться выстроить образовательную цепочку: начиная от детсада, до школы и вуза.
Есть еще одна обязательная компонента — среднее специальное образование. Здесь очень кстати появление техникума на базе четвертой школы. Но нужно правильно управлять этим процессом и добиться, чтобы техникум начал готовить специалистов, которые будут востребованы в науке и инновациях. Вот задачи, которые нам нужно решать сейчас.
— А что с вечной мечтой Троицка о собственном институте? Сбудется ли она?
— Еще в 2011 году, когда сюда прилетал президент Медведев, было подписано поручение о создании в Троицке научно-образовательного центра МФТИ. Занимается этим ТИСНУМ, который является подведомственной организацией Минобрнауки. Его директор Владимир Бланк — завкафедрой на Физтехе. Площадка выделена в районе проходной ИЯИ, на окраине микрорайона Солнечного. Научно-образовательный центр будет располагать аудиториями, гостиницей, общежитием для аспирантов. Этот проект движется и будет реализован на территории Троицка.
— Кого и чему будут учить в этом центре?
— Скорее всего, будет формат магистратуры. Без базового образования — только старшие курсы. Мы обсуждаем возможность привлечения к проекту не только МФТИ, но и других ведущих технических вузов Москвы.
— Этот проект относится к инновационному кластеру?
— Безусловно. Самым мощным компонентом кластера в Троицке является наука, но есть и довольно сильные инновационные компании, создается хорошая инновационная инфраструктура, развивается ≪Техноспарк≫, ФИАНовский технопарк... Чего нам недостает, так это образовательной компоненты. Если сравнивать с новосибирским Академгородком, близким к нам по мультидисциплинарности, слабым местом Троицка является отсутствие университета.
— Конечно, город ведь должен расти вокруг своего вуза.
— Даже не в этом дело. Такие города, как Троицк, — города одного поколения. Когда-то мы, выпускники ведущих технических вузов, приехали сюда. Наше поколение прожило жизнь здесь, но не все наши дети стали физиками. Это создает проблему. Нельзя же всё время привозить новых и новых людей! А люди, которые живут в Троицке, необязательно должны становиться физиками. Сократ сказал, что город от деревни отличается разнообразием форм деятельности. Мы до сих пор еще научная деревня, но понемногу начинаем превращаться в город.
Владимир Импалер
См. в той же рубрике: