Лучшее занятие для Совета
Всё познается в сравнении. Глядя сейчас, спустя 25 лет, на эти материалы, вдумчивый читатель получит некоторое представление о том, чем же пришлось заниматься троицкому городскому Совету в бурные 90-е.
Да, печать талонов и распределение носков-пельменей и крупы «Геркулес» отнимало огромное количество времени. Но была и еще одна сторона деятельности Совета, о которой надо сказать непременно, потому что ее успешными результатами наш город пользуется и поныне. Это — стратегическое и долгосрочное формирование источников местного бюджета.
Недавно опубликованный бюджет Троицка на 2016 г. составил 1 млрд 958 млн руб. Цифра колоссальная!
Скорее всего, жить в Троицке действительно стало и лучше, и веселей.
Однако, отбросив три лишних нуля на деноминацию, вычтя расходы на культуру, медицину и образование (которых еще не было в местных бюджетах в 1991 г.) и, наконец, поделив бюджетные цифры на количество жителей (ведь число горожан за 25 лет стало больше!), любители статистики получат куда как более скромные показатели.
Разумеется, тут можно и нужно спорить о методиках анализа.
Но объективно всё равно окажется, что бюджетная обеспеченность в сравнимых показателях в пересчете на одного жителя выросла не так сильно. А ведь времени прошло — четверть века!
Своей стратегической задачей тот, первый Совет, считал принятие областных и федеральных законов об установлении долговременных и стабильных нормативов отчислений в местные бюджеты.
Совет уделял этим инициативам времени уж никак не меньше, чем тем же талонам. Тогда казалось, что еще немного, и законодательные инициативы, в разработке которых участвовал троицкий Совет, удастся принять. По крайней мере, в Московской области ситуация продавливалась и уже были первые оптимистичные результаты.
Но тут настал 1993 г. с последующим расстрелом из танков юного российского парламентаризма.
Всё законотворчество на темы финансовой независимости органов местного самоуправления новой властью было объявлено вредоносной идеей, а потому — прикрыто на долгие годы. Тот же Закон о местном самоуправлении (№ 131-ФЗ от 06.10.2003) в сильно изрезанном и выхолощенном виде был принят только через 10 лет. Бюджеты у регионов и малых городов отобрали по всей России.
Обязательств у органов местного самоуправления за 25 лет существенно прибавилось, а роста стабильных собственных источников доходов — нет.
А там, где нельзя прогнозировать на несколько лет вперед (ведь всё равно деньги отберут, нормативы снизят и пр.), любые предпринимательские и социальные инициативы никогда не вырастут.
Соответственно, и заинтересованности в развитии местного потенциала у местных властей нет и не будет никогда!
И только сейчас, через четверть века от начала тех первых попыток, в авангарде которых шел наш Троицк, малые города России опять поднимают эту проблему. Потому что она не решена, и без наполнения местных бюджетов ничего хорошего в стране не произойдет, и никакая инициатива в стране развиваться не будет. Весь мировой (и печальный российский) опыт говорит только об этом.
Спросите, что сейчас реально в России происходит? А пока происходит только дальнейшее закручивание гаек.
Владимир Кириченко
См. в той же рубрике: