«Ищут фотографа в нашей столице…»
В связи с 35-летием второго Дня физика в Доме ученых Троицка, на котором выступил В.С. Высоцкий, хочу познакомить читателей с тремя относительно редкими фотографиями с того вечера. Для начала несколько фактов.
Документально зафиксировано три выступления поэта в Троицке: в ДУ на 40-м км (22.11.1978), в ДУ на 41-м км (12.04.1980) и в ИФВД (28.04.1980). По данным исследователей, за оставшиеся до смерти три месяца бард дал еще порядка тридцати концертов (в т.ч. в Ватутинках). Есть вероятность, что в Троицке были и другие выступления, но они не оставили «материальных следов» (фотоснимков, фонограмм и др.).
Итак, обещанные фото.
На этом снимке (автор В.Ф. Толстов) вверху слева от Высоцкого можно различить В.Н. Дейнегу (директора Дома ученых), справа — Н.М. Соротокину («мать гардемаринов»)
На цветном снимке Высоцкий запечатлен в момент окончания получасового концерта (справа — Е.П. Полулях и В.Ф. Шарков). Фотограф неизвестен, просим его откликнуться! Негатив хранился у М.Е. Дмитриева, но его происхождение Михаил Еремеевич объяснить затрудняется
На этой фотографии (ее автор А.Н. Козлов из ИЗМИРАНа) в «ученом президиуме» узнаваемы: А.М. Дыхне, М.И. Пергамент, Я.А. Смородинский, Е.П. Велихов, В.Д. Письменный и др. В центре первого ряда — Н.А. Ахмеров (в очках), снимавший Высоцкого на кинопленку, а справа от него — Е.Б. Юрасов (в светлой куртке), снимавший на фотопленку (его снимок Высоцкого и Велихова многократно публиковался)
Киноролик Ахмерова и фотосерия Юрасова исследователям известны, они введены в так называемый научный оборот высоцковедения. А вот фотограф с двумя камерами (возле правого края сцены) остается неизвестен, как и его фотоснимки. Может быть, он знаком кому-то из читателей?
Этот День физика любопытен рядом легенд и загадок, о чем подробно написано в материале «Высоцкий и товарищи ученые: гипотезы и легенды» (см. доклады I Международного форума «В. Высоцкий — XXI век», Новосибирск, 7–9.05.2014 и в журнале «В поисках Высоцкого», № 14, июль, 2014, Пятигорск). Добавлю пару слов.
Исследователи, создающие творческую биохронику поэта, опираются (кроме документов) на мемуары очевидцев. При этом рассказчики могут противоречить друг другу или неосознанно повторять чужое, ранее прочитанное или услышанное. Как тут быть? Видимо, ничего другого не остается, как анализировать абсолютно все свидетельства с учетом различных (в т.ч. субъективных) факторов. При этом не спешить с окончательным выводом, а при возможности опросить мемуариста еще раз, не напоминая ему ранее им уже сказанное.
Приведу пример. В 2001 году Н.А. Ахмеров мне сообщил, что, кроме сцены, он снимал Высоцкого в комнате № 4 ДУ на 41-м км. Они были одни, Владимир Семенович сидел на диване с закрытыми глазами, плохо себя чувствовал («плакал»), потом открыл глаза и попросил эту кинопленку уничтожить. Нариман Абдрахманович после ее проявил, смотрел один, пленку долго берег, но потом уничтожил. В 2014 году этот эпизод в изложении того же автора звучал несколько иначе: «Я вытащил пленку из кинокамеры и засветил ее на глазах Высоцкого».
Напоследок напоминаю просьбу (см. выше): может быть, кто-нибудь узнает/вспомнит «неизвестных героев», то бишь фотографов?
Константин Рязанов
Ссылки по теме:
Архив Дня физика, ч. 1 (из книги «Высоцкий в Троицке»)
Архив Дня физика, ч. 2 (из книги «Высоцкий в Троицке»)
День физика, 12.04.1980, Дом ученых, Троицк МО, (фото А.Н.Козлова)
См. в той же рубрике: