Велихову — 80? Не верим!

11 февраля 2015 г. Распечатать запись  
Рубрика: Наука

Ваш отзыв
2364 просм., 1 - за сегодня



2 февраля академик Велихов отметил 80-летний юбилей. Отметил, как пишут, скромно, по-домашнему. Хотя, если бы собрать вместе всех тех, кто обязан Евгению Павловичу своей судьбой, наверное, целого города было бы мало. Тот самый факт, что Троицк 24 марта 1977 года стал городом — заслуга Велихова. Конечно, не его одного, но история гласит, что именно он, в ту пору уже вицепрезидент Академии наук, сыграл важнейшую роль в этом решении.

С Троицком, тогда еще Академгородком, Велихова связывают 17 лет жизни — с 1961-го, когда семья молодого работника Магнитной лаборатории Курчатовского института получила квартиру в доме на Лесной, 1, до 1978-го, когда на посту руководителя ФИАЭ им. Курчатова, нынешнего ТРИНИТИ, его сменил Вячеслав Письменный. (К слову, еще один из отцов наукограда наряду с Николаем Пушковым и Леонидом Верещагиным.) А Велихов стал деятелем государственного масштаба — ученым, политиком, организатором. Он боролся за ядерное разоружение, продвигал на уровне президентов проект международного термоядерного реактора ITER, ликвидировал аварию в Чернобыле, готовил программу компьютеризации школ, заседал в Верховном Совете СССР, спасал Академию наук от распада при крахе Союза. О жизни Евгения Павловича можно было бы сочинять книги... если бы он не написал ее сам полную ярких воспоминаний и мудрых мыслей автобиографию «Я на валенках поеду в 35-й год» (2010). Разыщите ее, почитайте — не пожалеете!

В свои 80 Евгений Павлович Велихов — по-прежнему активный научный и государственный деятель: директор Курчатовского института и почетный председатель Общественной палаты при Президенте РФ... Пожелаем же ему крепкого здоровья и такой же насыщенной, яркой и результативной жизни на долгие годы вперед!

Троичане о Велихове

Я приехал в город, когда Евгений Павлович уже возглавил ИАЭ им. Курчатова в Москве. В Троицке о нем рассказывали много интересного. Велихов был большой подвижник не только науки, но и общественной жизни. С его руки, как я понимаю, в Троицк приезжал и Высоцкий, и другие известные артисты, знаменитые дни физика проводились.


Первый компьютерный класс на базе Yamaha появился в Троицке с той же легкой руки Евгения Павловича. Они в то время стояли в детском саду № 5 — тогда он реконструировался и временно использовался как вычислительная база троицкого филиала ИАЭ. А потом уже этот класс переехал на Сиреневый, с него и начался «Байтик».

Потом Евгений Павлович, опять же помня о том, что есть такой, близкий ему по духу, Троицк (который он и сейчас не забывает), включил нас в программу «Дети — творцы XXI века». И мы получили возможность организовывать международные обмены. Я думаю, они очень большую роль сыграли в воспитании городской молодежи в то время. Когда поднялся «железный занавес», это было, конечно, великим событием — школьники начали свободно путешествовать за рубеж. И не куда-нибудь — а в Америку, Италию, Германию.

Велихов продолжал развивать компьютерное образование, одновременно и обменная деятельность была интересной. Она переросла в обменные программы специалистов, в частности учителей, использовавших компьютеры в образовании.

На троицкие конференции по применению новых технологий в образовании приезжали специалисты из США и Европы. А наши учителя ездили на подобные мероприятия в Калифорнию. Это были очень полезные контакты. До сих пор эти конференции, основа которых была тогда заложена, продолжают проводиться в Троицке. Кстати, Евгений Павлович является учредителем Фонда «Байтик», уникального явления в нашей жизни в то время. Мне хотелось бы еще отметить: в рамках этих программ, когда страна начала переходить на рыночную экономику, от социализма к рынку, возникла задача научить наших людей рыночной экономике. Ведь ни взрослые, ни дети никогда до этого не жили в рыночных условиях, если не считать так называемых спекулянтов, деятельность которых в советские времена каралась законом. А в Америке была экономическая программа «Junior Аchievement» — «Достижение молодых» (Junior Achievement (JA) создана в 1919 году и действует в настоящее время в 122 странах мира. — Прим. ТрВ). Мы взяли их учебник, наши преподаватели его перевели, «Тровант» издал. По нему много лет (сейчас это, к сожалению, закончилось) во 2-й школе учителя-энтузиасты преподавали детям экономику. Это было очень интересно. Было много забавных историй, связанных с «Байтиком» и обменами. В 1988 году к нам прибыла делегация из США. Прилетели они почему-то без виз. Мы приехали встречать их в Шереметьево, а их не выпускают из аэропорта. Тогда Евгений Павлович оставил в залог свое удостоверение депутата Верховного Совета СССР и провел всю эту делегацию — чуть ли не полсотни человек. Уже в Троицке, параллельно с работой, мы им стали помогать оформлять визы в МИДе. И когда оформили, Евгений Павлович получил свое удостоверение обратно.

Владимир Дудочкин,
глава администрации Троицка

* * *

Велихову — 80 лет. Вы не верите? И я не верю. Но это повод... поговорить о нем, обсудить некоторые легенды и стереотипы.

Многие академические граждане хулят Евгения Павловича за отсутствие научной школы. Свидетельствую: действительно, ничего похожего на кабинетную «немецко-еврейскую» академическую гимназию он не организовал. Однако каждый участник его команды всегда знал свою сверхзадачу.

Мы на своем малом участке научного фронта всегда чувствовали себя бойцами всего сражения. Например, при состязании с американцами в создании лазерного оружия. Результат — ФИАЭ внес значительный вклад в паритет России и США в этой области вооружений и остановил космические лазерные войны. Велихов высоко ценил научный и культурный кругозор сотрудников. Демократическими методами развивал оптимальное сочетание эффективных нерыночных и рыночных механизмов управления научными проектами. Казалось иногда, что он плохой директор-администратор? Но на деле Велихов прекрасно подбирал помощников-управленцев. Вспомните его гениального зама Галыма Абильсиитова. Евгений Павлович обладал уникальным талантом создавать творческие команды и кооперации предприятий. Для создания газовых лазеров он впервые привлек авиационное ведомство, «вечных противников» атомщиков. Такое сотрудничество на порядок сократило сроки выполнения государственных задач и стало для американских супостатов неприятным «сюрпризом».

Вторая «претензия» к Велихову — якобы он не помогал соратникам в бытовых и карьерных вопросах. Небожитель, олимпиец?.. Скажу только о себе. Молодой Евгений Павлович, реально рискуя своей карьерой, принял на работу опального диссидента, выпускника МИФИ с красным дипломом и плохой «политической анкетой». Он отказал спецслужбам, кои пришли по мою душу. Ой, не просто это было сделать в 1970 году!

Громче всего звучит критика про кажущееся отсутствие у Велихова практических внедрений его научных достижений. Это неправда. Про внедрение МГД-генераторов те, кому положено, прекрасно знают. Это большой успех в области оборонных спецприменений. По некоторым данным, речь идет об уникальной реализации надежной глобальной подводной «радиосвязи» с атомными подводными лодками. В том числе с подлодками Стечкина/Сахарова, которые без экипажей могут дежурить по 10 лет на шельфе США. Никому в мире не по силам подобное применение сверхмощных МГД в качестве «пульта управления процессом открытия секретного конверта с заданием на запуск искусственного цунами». Легенды о необоронных применениях МГД — в значительной степени всего лишь прикрытие главного стратегического назначения этих установок.

«А где лазерное оружие?» — спросите вы. Кажется, что уж этот-то проект — самая очевидная грандиозная «туфта», тому много свидетельств.

Например, более 200 членов РАН избраны по «туфтовому списку создателей лазерного оружия». Двенадцать Государственных премий и пять Ленинских выдано по «туфтовой» теме. И что, Велихов один из лидеров этой «туфты»? Но не всё будет выглядеть так однозначно, если прочитать «Воспоминания» могильщика лазерной программы Юлия Борисовича Харитона. Лично меня поразила глубоко обоснованная личная позиция Евгения Павловича по вопросу о перспективах создания реального лазерного оружия.

Его слова приведу по памяти: «Мы не делаем оружия, но хитро и дешево(!) имитируем этот процесс. Прямое состязание (ноздря в ноздрю) обречено на наш проигрыш из-за разных финансовых возможностей. Поэтому наш несимметричный ответ американцам в том, что мы демонстрируем противнику принципиальную научную и техническую возможность его создания в нашей стране. Вроде бы делаем оружие, но на самом деле только имитируем этот процесс».

«Демонстрационный образец мегаваттного лазера» (по сути, неработоспособный имитатор самолетного лазерной пушки) показали 17 августа 1989 года в троицком ТРИНИТИ представительной американской делегации. При показе такого «лазерного псевдооружия» эффектно прожгли набор металлических пластин и при этом, как бы невзначай, настойчиво намекали на прототип реальной боевой самолетной установки. Странно, но этого хватило для признания паритета наших разработок и принятия решения о взаимной остановке гонки лазерных вооружений и экономии триллиона долларов. К тому же, если верить американским газетчикам, глава делегации Э. Кеннеди «коварно был выведен из процесса, ибо накануне наугощался на кухне некого академика»...

Евгений Павлович обладал и, я рад засвидетельствовать, сегодня обладает замечательным чувством юмора. Я бы даже сказал — уникальной личной культурой иронии и шутки. Именно он запускал масштабные проекты Александрийских игр в Москве и легендарных дней физики в Троицке. «ЖиПи» активно жил в проектах и, главное, как член ЦК КПСС «крышевал» их от «политических цензоров» и неизбежной армии дураков всех мастей.

Огромной заслугой Велихова я считаю живую творческую атмосферу работы в ФИАЭ, которую он создал, и, я уверен, искренне любил. Все мы жили на рабочих местах, работали весело, с приколами. И тон здесь задавал директор. Например, при организации его 40-летнего юбилея шутники (Костя Дмитриев и др.) «незаметно» подписали у директора Велихова нормально оформленный Приказ по ФИАЭ, который начинался словами: «В связи с моим юбилеем и приуроченным к этому избранием меня академиком приказываю провести в новом здании столовой большой банкет». Далее детально предписывалось всяческим начальникам разного рода действа производить: М. Пергаменту — готовить ценные бумаги, А. Дыхне — вино и домино, В. Шулакову — служить вышибалой... и т. д. Приложение к Приказу см. ниже.

Виктор Шарков,
ученый и литератор

Приложение к Приказу по ФИАЭ «40-ЛЕТНИЙ ЮБИЛЕЙ ДИРЕКТОРА»

Я, ...ВЕЛИХОВ Е.П., торжественно обещаю блюсти следующие заповеди:

1. На юбилейной тусовке:
— смешивать напитки;
— сплевывать интеллигентно;
— хранить фото любимых начальников.

2. Следить за прогрессом, не тупить и не тормозить его, регулярно сбивать лед с высоковольтных проводов.

3. Снимать бленду на ночь.

4. Любить жизнь в ее многоразовых проявлениях.

5. Беречь себя раз в неделю, но не за юбилейном столом.

А также:
— не спать в ядерном реакторе, но в термоядерном — можно, ибо не работает;
— учиться считать на логарифмической линейке;
— помнить, что «хорошие манеры» — это отказ от приятных вещей;
— продолжать учиться считать на логарифмической линейке.

* * *

Евгений Павлович — очень общительный, разносторонний человек, он вдохновлял всех вокруг себя. У него был большой круг друзей, которые интересовались искусством, живописью, поэзией. Он всегда вокруг себя собирал интересных людей. Домой к Евгению Павловичу приезжали Никитины, Высоцкий, Ким...

Началось всё со старого клуба в Доме культуры. Был такой деревянный домик — в нем сначала начали собираться просто ученые, а потом стали приглашаться артисты, художники. Наконец, всё это превратилось в Дом ученых, председателем которого долгое время был Евгений Павлович. Функция его была в том, чтобы организовать досуг ученых, их встречи, знакомство представителей разных институтов. Кто сюда только не приезжал! Есть книга гостей — в ней столько интересных записей: поэты, актеры, художники... У нас были Окуджава, Самойлов, Тарковский, многие-многие другие... В Доме ученых есть материалы, были и записи на пленку вечеров, где участвовал Евгений Павлович.

Это было так давно...

Александр Насибов,
ФИАН, обладатель членского билета ДУ под № 1

* * *

Один из Дней физика был посвящен 300-летию сожжения Джордано Бруно.

Я попросил товарищей спеть «Старинную иезуитскую песню», в которой были такие слова:

«От Севильи
до Бастильи
сети вили-вили-вьём,
от Бастильи
до Сибири
грешных били-били-бьём».

Тогда существовала цензура, и глава горсовета, посмотрев на текст песни, сказала: «О чём это? Не понимаю. Такие песни в Советском Союзе петь нельзя». А нам очень хотелось, ведь тема — сожжение Бруно... Мы попросили Велихова, и он привез письмо на имя председателя горисполкома: я, Евгений Павлович Велихов, прошу на Дне физика такогото числа исполнить мою любимую старинную иезуитскую песню. И подпись: академик Велихов. После этого нам ее разрешили спеть!

И еще одна история про тот же самый день. Виктор Марчук, тогда молодой сотрудник ТРИНИТИ, делал «антинаучный доклад» (это еще одна традиция Дня физика), который заканчивался словами, обращенными к президиуму, который возглавлял Евгений Павлович. Слова звучали так: «Топить академиками — это всё равно что топить ассигнациями!»

Существует известный исторический анекдот о том, как в начале 80-х академик Велихов, который был уже вице-президентом Академии наук и кандидатом в члены ЦК КПСС, докладывал на коллегии Министерства среднего машиностроения (так тогда назывался нынешний Росатом) программу термоядерных исследований СССР. Председателем коллегии был министр Славский Ефим Павлович, ему тогда было уже за 80 — примерно как сейчас Евгению Павловичу. Это человек, который вместе с Курчатовым и Берией создавал атомную промышленность. Заслушав доклад, он спросил: «Евгений Павлович, и сколько лет на это понадобится?» — «Да лет 20», — отвечал Велихов. — «Ну вот, опять вы все умрете, а мне отвечать», — сказал Славский в ответ...

В предыдущий юбилей Евгения Павловича я спросил его, правда ли это. Он подтвердил, что такая история была.

Уже покинув Троицк, Велихов всегда откликался на любые запросы и просьбы о помощи. Он остается лидером программы термоядерных исследований, фокусируясь на международном проекте ITER. По его инициативе развивается российско-итальянский проект строительства токамака нового типа, так называемого «ИГНИТОРа», который будет «приземлен» на троицкой площадке. Мы продолжаем работать в части стратегического развития Троицка, реализации этих масштабных проектов.

Так что Евгений Павлович, конечно, не уходит из Троицка. Он всегда здесь.

Виктор Сиднев,
экс-мэр города, лидер Троицкого инновационного кластера

* * *

Я оказалась у Александра Сергеевича Насибова и поделилась своим любопытством (Лидия Глебова обнаружила, что предком Евгения Велихова по материнской линии вполне мог быть дворянин Яков Матвеевич Евреинов, основатель Троицкой камвольной фабрики. — Прим. В.И.). Хотелось бы узнать у Велихова о его корнях, но я стараюсь не беспокоить людей такого уровня...

Я долго не решалась звонить, наконец набралась смелости, меня моментально соединили с Евгением Павловичем. Помоему, он был изумлен таким известием и попросил: «Если можете, приезжайте!» Я побывала у него в гостях, увидала герб — только неправильный, другой дворянской линии — Алексеев Алексеевичей Евреиновых. На правильном должны быть изображены три шестиконечные звезды — две рядом, одна отдельно — и львы.

Евгений Павлович оказался удивительно легким человеком, его очень заинтересовал этот вопрос. Ведь в 17 лет он стал круглым сиротой. Велихов передавал мне рассказы про гонения, про то, как родители боялись признаться, что они дворяне, да еще и с такой фамилией... Подите докажите, что Евреиновы — не евреи! От бабушки он слышал, что он из старинного купеческого, еще петровских времен, рода, и что один из его предков-Евреиновых делал карту Америки. Я ему сказала, что это маловероятно...

А богатым купцом мог быть только Яков Матвеевич, основатель нашей фабрики.

Как возник род Евреиновых?

Во время польской войны их далекий предок, Матвей Григорьевич, попал со своим братом Фёдором в плен и остался в России. Жил он в Мещанской слободе, где Пётр I селил всех евреев — выходцев из Польши. У него сложилась карьера, он имел много фабрик, очень разбогател и многое сделал для России. Это был купец уровня Строгановых. А сын его, Яков Матвеевич, первым из семьи стал дворянином. Я стала искать его потомков и пришла к выводу, что все Евреиновы XIX века — потомки Якова Матвеевича.

Есть другая линия, Алексеи Алексеевичи, но они эмигрировали и к нашей не имеют отношения. Цепочка, к сожалению, прерывается дважды: в XVIII веке, когда Евреиновы своей родословной практически не занимались, и во время революции, что понятно — люди тогда боялись и говорить, что они дворяне!

Дед Евгения Павловича, по бабушкиной версии, сгинул где-то на Урале. Есть версия, что он примкнул к Белой гвардии, мог и эмигрировать. Прадеда найти не могу. Им мог быть Александр Григорьевич. А возможный прапрадед, Григорий Александрович, занимал огромнейший пост в XIX веке, был большой государственной величиной: писатель, сенатор, вице-президент железнодорожного общества. Очень закрытая личность! Был ли он женат, неизвестно... Я рассказала Евгению Павловичу о происхождении фамилии Евреиновых, показала фотографии, подарила книгу «История Новой Москвы». Сейчас работаю над новым изданием, посвященном усадьбе в Шишкином Лесу. Там будет большая иллюстрированная глава о роде Евреиновых. Я проследила их связи с Лермонтовыми, Столыпинами, Арсеньевыми...

Мы с Евгением Павловичем обговорили, что встретимся. Так что готовлюсь!

Лидия Глебова,
троицкий краевед, автор ряда исторических книг

Подготовил Владимир Импалер
при участии:
Виктора Шаркова, Сергея Скорбуна, Ильи Мирмова, Елены Стребковой, Ларисы Коневских.

Фото предоставили В. Шарков и К. Рязанов


На Дне физика в новом Доме учёных 17.01.2009. Слева направо: Л. Коневских, Н. Велихова, Е. Велихов, В. Шарков, А. Насибов


Источник: ТрВ № 2 (978), 10.02.2015.

Ваши мысли

Скажите нам, что вы думаете...
и если вы хотите показать какую-то картинку в вашем отзыве, воспользуйтесь сервисом gravatar!

XHTML: Вы можете использовать следующие теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


См. в той же рубрике: