- Троицкий вариант - http://trv-gorod.ru -

Возврат НДФЛ. Покой нам и не снился...

Как известно, имущественный вычет (т.е. уменьшение налога на доходы) физлицо может получить при приобретении (строительстве) жилого дома, квартиры, комнаты или долей (доли) в них, земельных участков, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков, на которых расположены приобретаемые жилые дома, или долей (доли) в них (п.2 ст.220 Налогового Кодекса РФ).

Для этого требуется совсем немного: работать так, чтобы государству было что вам возвращать, и предоставить декларацию с сопроводительными документами. Дальше действует стандартная процедура, налоговая инспекция три месяца проверяет декларацию и еще месяц уходит на перечисление налога по заявлению налогоплательщика (п.2 ст.88 НК РФ). Поэтому заявление со своими реквизитами лучше подавать одновременно с декларацией. Всё легко, просто и понятно.

Однако жизнь гораздо смешнее, чем может показаться на первый взгляд. Особенно — учитывая мою катастрофическую «невезучесть [1]». Выждав положенные три месяца (с 27 апреля) после подачи декларации, добавив еще десять дней на вынесение акта и еще пару дней на всякий случай, 8 августа я отправился в налоговую инспекцию узнать (точнее — осторожно поинтересоваться) результатами проверки и вынесенным решением.

Конечно, мною двигало не праздное любопытство, а вполне законное желание воспользоваться законным правом на возмещение подоходного налога. Зря что ли у меня было четыре работы в прошлом году, где с меня регулярно удерживали НДФЛ?

Получив заветный талон с помощью удобного терминала, я оказался самым первым посетителем на устное консультирование. По мнению компьютера, мне было предоставлено три окна: №1, №5, №6. Табло призывным сигналом сообщило, что меня ожидают в окошке №1.

После десятиминутного ожидания у окна (сотрудник отсутствовал) я был перенаправлен в другое окно. Здесь мне также пришлось некоторое время ждать появления сотрудника, который вежливо перенаправил меня уже в кабинет (видимо, в Отдел камеральных проверок).

Инспектор весьма удивился моему визиту, и мой вопрос о результатах проверки был встречен «обнадеживающим» ответом: «О! До 27 апреля мы еще не добрались!» В моем присутствии инспектором из огромного шкафа была извлечена моя декларация и, что называется, «проверка» началась. При мне. То есть три месяца декларация пролежала в шкафу и до неё (как и до множества других), как говорится, «руки еще не дошли». В результате беглого рассмотрения (уж извините, но проверкой это назвать никак нельзя) у нас с инспектором возникли разногласия по комплекту представленных документов.

Ну поспорили и поспорили, какое это имеет значение? Я же не требую (прошу, умоляю) ради меня пойти на какое-то нарушение и на что-то «закрыть глаза». Ведь если всё правильно — получите возврат; всё (или что-то) неправильно — получите отказ.

Ничего другого мне не надо! Если я неправильно собрал документы, дайте мне акт проверки, в котором объясните горемычному налогоплательщику, в чем его ошибка, что послужило причиной для отказа и каков дальнейший порядок действий. Всё! Вместо этого мы еще минут пятнадцать «толчем воду в ступе», обсуждая какие-то детали, но ответа на главный вопрос «когда можно получить акт?» я так и не получаю.

Начиная раздражаться иду к заместителю начальника инспекции. Объясняю ситуацию. Зам согласен, что со сроками есть небольшая промашка с их стороны, но вот с документами — уже с моей. Так разве же я спорю? Дайте акт, мне бумага нужна, от которой я буду отталкиваться (спорить, представлять дополнительные документы, совершать какие-то иные, предусмотренные законодательством, действия). Но я буду знать, что делать, на что ссылаться и с какой даты начинать.

Как вы уже догадались, вопрос остался открытым, поскольку ответа на него также не прозвучало. Вместо этого, мы продолжили обсуждать отсутствующий и необходимый (по мнению инспекции) документ. Дальше зам буквально «вбивает» меня в гостевой стул аргументом: «Он же (продавец) может подать на Вас в суд, если нет расписки!» И тут у меня сдали нервы. Окончательно.

«Понимаете, — пытаюсь сформулировать максимально корректный ответ, — даже если у меня есть десять расписок от продавца, этот факт никоим образом не ограничивает его права подать на меня в суд!»  Согласитесь, выиграет продавец или проиграет — это дело десятое, но подать исковое заявление в суд ему ничто не мешает. Наличие расписки служит препятствием для подачи заявления, например, в полицию по факту мошенничества, поскольку в обратном направлении может быть возбуждено уголовное дело за заведомо ложный донос. Но, повторюсь, к гражданскому иску — нет никаких препятствий!

На этом наша содержательная беседа с зам.начальника инспекции как-то сама собой сошла «на нет». Полагаю, что мы просто перестали понимать друг друга.

Совершенно обескураженный (читать: «находясь в состоянии сильного душевного волнения и злой решительности») я добрался до компьютера и отправил (через специальную форму [2] на сайте Федеральной налоговой службы) обращение с вежливой просьбой провести проверку по факту соблюдения сроков камеральной проверки (уж простите за тавтологию!) моей декларации.

Полагаю, что меры будут приняты (хотя бы устно), учитывая, что в своем письме от 21.06.2012 №20-14/4/54635@ Управление ФНС по г. Москве уже обращало внимание руководства инспекций на принятие соответствующих мер по усилению контроля за соблюдением подчиненными положений НК РФ. Данное письмо касалось исключительно сроков проверки деклараций 3-НДФЛ и сроков возврата денежных средств. Письмо, если я не ошибаюсь, еще никто не отменял.

Чего ждать?

Для меня ситуация предельно ясна, прозрачна и понятна. Свой подоходный налог я буду возмещать ещё Бог весть сколько времени. По обыкновению (субъективное мнение, основанное на личном опыте) инспекция к жалобщикам относится максимально «корректно» и старается общаться с ними максимально долго. Поэтому продление сроков, потеря ответов, потеря же заявлений, отправка почтой, получение ответов/актов/решений не в Троицке, а «через дорогу» в Солнцево — всё это меня еще ожидает.

Кроме того, в ответе на моё обращение мне расскажут про «соблюдение сроков рассмотрения» всего и вся, что в переводе на обывательский язык будет означать буквально следующее: «Какой-то ненормальный 8 августа бегал по инспекции, посетил два окна и два кабинета, но так и не удосужился забрать акт, который был своевременно подготовлен и дожидался заявителя с конца июля». Это всё понятно.

Зачем всё это?

Не знаю. Наверное затем, чтобы спина немного отдыхала, а когда-нибудь и совсем перестала сгибаться от «поклонов» каждому встречному-поперечному начальнику/чиновнику/ответственному лицу. Надоело, знаете ли, чувствовать себя в своем родном городе и в своей стране вечно обязанным многочисленным «начальникам», которые чихать хотели на законы и выполнение собственных обязанностей.

Чиновник на государственной службе за государственные деньги должен обеспечивать нормальную жизнь гражданам этого государства, а не ощущать себя «барином», которому досаждают надоедливые «холопы». Или я категорически заблуждаюсь?

Я искренне понимаю тех людей, которые благодаря собственному терпению  получили возмещение НДФЛ в июле месяце по декларациям, поданным в феврале. Что в наше время один какой-то месяц отставания, правда? Полагаю, что немногие (тем более после возврата НДФЛ) отважились напомнить инспекторам о существовании сроков. А вот у меня такого терпения нет, к сожалению. Поэтому я вам завидую, честное слово.

Как называется?

8 августа мной была направлена жалоба на действия инспекции.

8 августа Приказом №64 [3] Межрайонной ИФНС России №51 по г. Москве объявлен конкурс на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы. Требуется двадцать шесть (!) инспекторов и специалистов. Я уж не знаю, нынешним инспекторам приходится работать за троих или семерых. Но я точно знаю, как это называется. Совпадение! Свой вариант объяснения вы можете придумать самостоятельно.

Валерий Ермилов