Охота на охотников, или Государство, засевшее в кустах
Я уже писал о российском законодательстве и возможности жизни внутри него (см. ТрВ-Наука № 117 от 20.11.2012, «Минные поля и ловчие ямы для малого бизнеса»). Ждать реакции законодателей на публикации в нашей газете вряд ли стоит. Однако я надеюсь на сограждан и их способность принимать правильные решения, когда они опускают бюллетени в урны, или присутствуют на встречах с депутатами, или даже участвуют в демонстрациях протеста.
По моим наблюдениям некоторые новые законы направлены не на улучшение регулирования отношений в обществе (в чём их основная задача!), а наоборот – на ограничение свобод граждан в самых обычных жизненных ситуациях. Людей, предлагающих и принимающих подобные законы, я называю «небожителями», поскольку создаётся ощущение, что эти граждане живут в совсем другой стране или даже в другом мире, никак не связанном с российскими земными делами.
Относительно недавно, в 2010 г., к общей радости рыболовов-любителей (да и не только их, поскольку в нашей стране любительской рыбалкой занимается большинство отдыхающих на природе) были внесены поправки в №166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», который теперь разрешает «…осуществлять любительское и спортивное рыболовство на водных объектах общего пользования свободно и бесплатно…». А что, когда в 2004 г. принимался данный Закон, реакция граждан была не предсказуема? Однако почему-то он был принят. Любопытно, чьими интересами при этом руководствовались «небожители»? По-видимому, не интересами большинства граждан.
Ещё любопытней выглядит Закон № 209-ФЗ «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов…», вступивший в силу 1 апреля 2010 г. Теперь надзорные органы имеют полное право изымать деньги у граждан, отдыхающих или гуляющих вне территорий городов и поселений. Рассказываю, как это происходит, на основании собственного опыта.
Вы сидите за столом на берегу озера в Карелии рядом с палатками и любуетесь окружающей красотой. Тут подъезжает машина с дядями, у которых есть соответствующие полномочия, и они составляют протокол, что вы находились в охотничьих угодьях с оружием и охотничьей собакой и тем самым нарушили Закон «Об охоте…» (ружьё действительно было, и документы на него, и собака сидела рядом). Далее протокол передаётся в суд, и вам присуждают штраф в соответствии со статьёй № 57, п. 2, которая звучит следующим образом: «…к охоте приравнивается нахождение в охотничьих угодьях физических лиц с орудиями охоты и (или) продукцией охоты, собаками охотничьих пород, ловчими птицами». Всё в соответствии с Законом!
Попробуем разобраться, можно ли, находясь за пределами городской черты, не нарушить данный Закон. Простой пример: вам необходимо доехать или дойти до места охоты из пункта А в пункт Б. По пути следования вас останавливают соответствующие граждане. Вы автоматически будете нарушителем, если при вас есть: ружьё в чехле, или собака, или нож, или даже камень в рюкзаке. При этом закон достаточно суров: вас могут лишить не только оружия и собаки, но и автомобиля, если вы передвигаетесь на нём, или лодки, если вы на воде.
Всё просто – едете на отдых, остановились в лесу выгулять собаку, а в результате лишились автомобиля, оружия и собаки, да ещё и снаряжения, которое наверняка с собой в машине. И всё это в соответствии с Законом об охоте! Получается, что перевозить, переносить оружие и гулять с собакой по лесу теперь является серьёзной опасностью для вашего имущества.
Может показаться, что всё вышесказанное касается только охотников. Это заблуждение. Чтобы отдых неохотников не был безоблачным, законодатель придумал статью 1, п. 6: «орудия охоты – огнестрельное, пневматическое и холодное оружие, отнесённое к охотничьему в соответствии с ФЗ №150, а также боеприпасы, капканы и другие устройства, приборы, оборудование, используемое при осуществлении охоты». В соответствии с данным пунктом к орудиям охоты может быть отнесено огромное количество предметов: рогатка у вашего сына в кармане, обычная удочка (на удочку, бывает, ловятся утки), кусок лески (можно изготовить силок – тоже орудие охоты)... А ведь есть ещё туристический нож, топор, палка, камень и т.д. Эти предметы всегда имеются в туристическом походе и на отдыхе, а значит, вас легко могут причислить к настоящим охотникам – с соответствующими последствиями.
Берегитесь подобных законов, граждане! Они существенным образом ограничивают нашу с вами свободу. Теперь, если вы не живёте в местах, где имеется соответствующая структура для освоения техники стрельбы, вам уже фактически запрещено пристреливать приобретённое оружие. То есть запрет распространяется практически на всех жителей маленьких городов и сёл. Пристрелять оружие на стенде, где один выстрел стоит около 50 рублей, многим не по карману, даже если доехать до этого стенда имеется возможность. Фактически это значит, что для многих такой вид отдыха становится недосягаемой роскошью, что и приводит к росту браконьерства. Правда, для наших «небожителей» этой проблемы, по-видимому, не существует. Наиболее известные из них могут позволить себе такой отдых за границей, где нет изъянов в законодательстве.
Я на протяжении многих лет предпочитаю уезжать из Троицка отдыхать не на юг, а на север: обычно в Карелию, в достаточно глухие места – хочется тишины и покоя. Там нередки случаи, когда пропадают люди, фиксируются нападения медведей на грибников и ягодников. Местные рассказывают, где и как это происходило и куда не следует ходить. И это не сказки.
В моей практике неоднократно медведь, а иногда и волки подходили к лагерю вплотную. Обычно о визитах незваных гостей предупреждает собака, и приходится брать в руки ружьё. Достаточно одного выстрела в воздух, чтобы дикие животные ушли. Собака, чувствуя опасность, старается лаем собрать грибников и ягодников вместе, не даёт им разбредаться. Был эпизод, когда олень пришёл в лагерь и около часа не уходил. Что делать в таких случаях, закон не разъясняет. Местные жители объяснили, что оленя в лагерь скорей всего пригнал медведь. Хищник обычно чувствует наличие оружия и уходит не показавшись. Но защита себя с оружием в руках от крупных хищников, получается, противозаконна! Законодателей, похоже, не интересует здоровье и безопасность человека.
Еще по поводу собак. Возился с ними, сколько себя помню. И когда появилась возможность, приобрёл спаниеля. Собака, понятно, охотничья, и с ней находиться в лесу запрещено теперь законом. Под эти же запреты подпадают таксы, фокстерьеры и т.д., хотя мелкие породы охотничьих собак живут в квартирах и об охоте имеют весьма смутное представление. И хозяева у них, в большинство своём, никакие не охотники, но зато нарушители Закона об охоте. Если заглянуть в каталог собачьих пород, то окажется, что примерно 2/3 пород – охотничьи, а многие любители собак, не занимаясь охотой, предпочитают именно охотничьи породы, не всегда зная об этом.
Сейчас массово переселяются жить за город, и лес фактически за твоим забором. С псом, будь он хоть охотничий, хоть сторожевой, а хоть и «дворянин», приходится гулять. Да вот получается это только с нарушением закона. В точности по фильму «Бриллиантовая рука»: у вас есть двухкомнатная квартира там и гуляйте. Понятно, что в наших деревнях и малых городах нет площадок для выгула собак, их нагонки и натаски. Значит все владельцы охотничьих собак, в том числе и сельские жители, тоже нарушители. Кстати, в курсе ли законодатели, что зачастую лучшими охотничьими качествами обладают именно беспородные дворняги, нахождение в лесу с которыми как раз к охоте не приравнивается? Дворняги отлично держат копытных, да и зайца гоняют группами, добывая прокорм или загоняя на охотника.
Закон об охоте – только лишь частный случай практики, когда законы пишутся таким образом, что не нарушить их нельзя при большом желании и даже будучи неплохо юридически подкованным. И если большинство вполне законопослушных граждан страны, даже не подозревая об этом, нарушают изобретённые законы, может что-то не в порядке вовсе не с гражданами, а с законами или законодателями?
После появления очередной порции актов и постановлений, начинается охота на людей, вернее на их кошельки: можно добиться взятки. И Закон об охоте взят просто для примера. Разве в бизнесе, в социальной сфере, в строительстве или на дорогах не так?
Валерий Герасимов,
директор НИЦ «Вятич»
См. в той же рубрике: