398-й раз об автобусе
Об общественном транспорте, связывающем Троицк с Москвой, написаны буквально тома. И в прозе, и в стихах. Думаю, не стоит уточнять, какова основная тональность написанного. Мягкая ирония — в лучшем случае; жёсткая критика, переходящая в слабоцензурную ругань — как апофеоз. Такова, увы, доля общественного транспорта. Даже когда вроде всё неплохо, поводы для недовольства по-любому находятся.
Я не планировал ничего писать на эту, мягко говоря, избитую тему. Да к тому же сам не совсем в теме — на автобусе почти не езжу: работаю в Троицке, имею личный автомобиль. Но после долгого перерыва довелось мне воспользоваться маршрутом Москва-Троицк (всё время забываю номер, но тот, что проходит по всему городу, а не сворачивает в микрорайон). И сразу же пришлось браться за перо, пардон, клавиатуру.
Акт первый. Тётенька и водитель
Дело было относительно ранним, ещё погожим субботним утром. Т. е., народу в Москве вообще было немного, в том числе и желающих поехать в Троицк. Автобус стоял там, где ему положено, и около него характерная тётенька голосила на весь Тёплый стан: «Автобус до Троицка (перечисление всех остановок, о когда-то задуманном экспрессе никто уже и не вспоминает!), сейчас отправляемся»... Как известно, русский час — 60 минут! Я, конечно, надеялся, что ввиду субботнего утра полного сбора всё-таки ждать не будут. И не стали — автобус тронулся, когда сидячие места заполнились процентов на 80%. И ушло на это не час, но более получаса — точно. Ну и трогался автобус очень типично: двигался в направлении выезда на перекрёсток рывочками сантиметров по 20, взрыкивая, как бы с готовностью сорваться с места, но тут же тормозя перед каждым, кто в этот момент переходил дорогу. Не пропуская, чтоб не задавить, а именно в надежде на клиента. За время старта мы пропустили два зелёных сигнала светофора и этак полсотни (точнее определить сложно) пешеходов. Из которых поездкой в Троицк соблазнились лишь двое!
Наконец автобус так далеко выполз на перекрёсток, что дальше ждать пассажиров становилось просто опасным, и мы, наконец, рванули. Хвала субботнему утру, на трассе было относительно свободно, и ехали мы быстро. Но, разумеется, старательно прижимаясь к правой бровке в преддверии каждой остановки. Хорошо хоть не у каждой тормозили — профессионализма водителя, как правило, хватало правильно оценить намерения тусовавшихся на остановках людей. Но раз 6-7 (не считая светофоров) автобус таки останавливался не только потому, что кто-то из него хотел выйти.
Акт второй. Кондуктор
Спустя несколько минут после начала движения к театру одного актёра (водителя) присоединился второй — кондуктор. Этот актёр тоже, вопреки расхожей практике, оказался мужчиной. Точнее юношей, возраста между пубертатным и призывным. Здоровый такой, цветущий парень. Начал он с того, что не дал мне билет (деньги, разумеется, взял!). Услуги по обилечиванию, по моим наблюдениям, кондуктор и в дальнейшем предоставлял крайне неохотно — только по специальной просьбе некоторых особо наглых пассажиров. Создавалось ощущение, что выдача билетов то ли не входит в спектр его служебных обязанностей, то ли за эту работу пообещаны сверхурочные, но которые давно зажимают.
Методы восполнить недостающее кондуктор избрал нехитрые, но надёжные. Вплоть до самого Троицка за любое расстояние брал максимальный тариф — 45 рублей. Последний раз это случилось аж на 37 км (дальше просто остановок не случилось). Это притом, что днём за полтинник от Ватутинок до Троицка можно проехать на такси. Но больше всего меня возмутило не это мелкое жлобство. Возмутило жлобство крупное. Как известно, в автолайновских автобусах действует правило, если не ошибаюсь, 4-х льготников. Целых 4 (!) пенсионера могут проехать на громадном автобусе совершенно бесплатно. Остальные — исключительно за деньги. Насколько это по-человечески, рассуждать не будем: частнику государство не указ, а бог — не судья. Но напоминаю: субботнее утро, уже к Ватутинкам автобус заполнен менее чем наполовину, даже кондуктор в связи со существенным уменьшением клиентуры слегка расслабился. Но тут на одной из остановок (тоже где в 30-х километрах) в салон через центральную дверь поднялась пожилая женщина... Вся вальяжность мигом слетела с билетных дел мастера, когда он кинулся от одних дверей к другим буквально с криком: «Льготных мест нет!». Чес-слово, чисто по-мужски захотелось ему в этот момент заехать в торец, благо рядом оказался. Ситуацию разрядила сама пассажирка — она спокойно пожала плечами и сказала: «Да я заплачу...»
Не знаю, какую подгонять мораль под вышеизложенное. Пусть уж каждый сам. А утро было таким славным...
Илья Мирмов
См. в той же рубрике: