- Троицкий вариант - http://trv-gorod.ru -

А. Кротов: «Москва вернулась к штампованному производству города"

По темпам жилищного строительства Москва даст фору любому зарубежному мегаполису: плюс 120-130% новых площадей в год! Но в профессиональных сообществах архитекторов московский размах вызывает если не шок, то близкое к этому недоумение. Об этом — интервью с архитектором, почётным строителем Москвы Алексеем КРОТОВЫМ.

Фото: Твиттер

Все хорошо, если бы не один вопрос: зачем Москве пухнуть как на дрожжах? Для кого эти дополнительные миллионы квадратных метров? Естественного прироста в Москве нет уже много десятилетий. Городу новое жилье в таких количествах не нужно. Коренные москвичи, ставшие участниками столичной реновации, просто не в состоянии «переварить» свалившиеся на них грандиозные площади. Собственно, никто им их и не предлагает — взамен своих тесных хрущевок люди получают практически такую же квартирку, но в 25-30-этажном скворечнике.

Тогда для кого строят? В угоду каких идей перекраивают город, раздувая его до неимоверных размеров, вопреки всем градостроительным нормам? Часть ответа лежит на поверхностности – коммерческие интересы строительного комплекса. Но когда принимается столь стратегическое решение, как тотальная замена крепкого жизнеспособного жилого фонда в столице на – скажем так – «скороспелый» и втрое превышающий прежние объемы, нужно взвешивать всю совокупность факторов – политических и экономических, которые неизбежно приведут к концентрации в Москве приезжего населения.

 «Москвичи растворятся как сахар в чае» — вы первым из критиков реновации высказывали это опасение в «Новых Известях» и, кажется, попали на болевую точку — коренные москвичи и без того живут с ощущением, что они гости в своем городе, перспектива раствориться среди приезжих – вызывает бурю негодования. Сергей Собянин, помнится, лишь однажды высказался о планах увеличить население столицы до 30 млн. человек, и сразу примолк. Впоследствии ключевые цифры реновации постоянно меняли, вводя людей в заблуждение. То говорили, что приедут не больше 500 тысяч новых жильцов, потом — полтора миллиона... Но если в ходе реновации они хотят снести 16 миллионов кв. метров жилья, а возвести, как было заявлено, 60 млн., то рост числа жителей на 4 млн. будет обеспечен. Это означает, что все построенное жильё уходит мигрантам. Москвичам – всё тот же чай с сахарным осадком...

— Истинные последствия реновации могут быть ещё более тяжелыми. Программа нацелена на поддержку самоубийственного центростремительного вектора, дальнейшую гиперконцентрацию населения в мегаполисах, что приведёт к обезлюживанию и без того обескровленной страны со всеми вытекающими негативными последствиями.

Жизнь на периферии, в русской глубинке трудна и безнадежна. Работы нет, жить не на что, свои хибарки на ладан дышат, десятки тысяч сельских поселений уже прекратили своё существование. Куда же они делись? Происходит стягивание населения в малые города, в областные центры, предел мечтаний — Москва, где еще можно заработать, хотя бы распространителем листовок или разносчиком пиццы. Сюда и бегут все подряд – от молодежи, которая ищет хоть каких-то точек роста, до ветеранов труда, чей опыт и навыки могли бы сгодиться и на родном производстве, но его уже давно нет – все разорено и добито. Остановить этот центробежный процесс можно, создавая на местах нормальные условия для жизни и работы, более справедливо распределяя материальные и финансовые ресурсы страны. Взять тот же столичный стройкомплекс. Что ему делать в Москве? Город уже построен и огромные структуры промышленного индустриального домостроения должны уйти туда, где они нужнее — в малые города, гибнущие от нехватки жилья и рабочих мест. Однако рулевые российской экономики полагают, что политика, которая проводилась прежде, — финансирование, размазанное по всей территории, — неэффективна. У правительства прослеживается иная стратегия — всю страну собрать в 22 крупных города или в 7 агломераций, и сделать их мотором развития экономики.

Впервые тема форсированного развития агломераций возникла с подачи Минрегионразвития в середине нулевых годов. Говорили о том, что нужно выбрать точки на карте страны, и адресно направлять туда средства. Эта политика компактного государства, или, как его еще называли, «поляризованного развития», стала воплощаться в жизнь — саммит АТЭС, Олимпиада и, как логическое продолжение этого ряда,  – реновация. Летом 2017 года состоялся 6-й Московский урбанистический форум (МУФ), на котором была в том числе презентована новая урбанистическая концепция московских властей. Исходная идеологическая установка МУФ — интеграция Москвы в избранный список глобальных (или мировых) городов. Речь шла ни больше, ни меньше, как о превращении древней российской столицы в гигаполис — «регион-государство», что позволит ей эффективно влиться в мировую экономику.

Очень симптоматично, что инициатива создания гигаполисов с предельной концентрацией населения исходит от исследователя, представляющего островное государство, отличающегося необычайной теснотой и скученностью населения. У нас так называемая городская наука при мэре Москвы постоянно ссылается на опыт островных государств — Японии, Гонконга, Сингапура. Чисто островная теснота возводится во всеобщий принцип.

Страшная беда, когда мы хватаем любую завлекательную идею из-за бугра, не разбираясь, подходит ли она нам или нет.

<...>

Город – это очень сложная система, настолько сложная, что похожа на живой организм. А любой живой организм имеет свои пределы роста. Если рост города не сдерживать, он приобретает уродливые очертания, рвутся его естественные связи. Искуственно их не выстроишь – пример с присоединением Новой Москвы у всех на глазах. Троицк — это Москва, что ли? Он никогда ей не будет, сколько ни угрожай федеральным органам ссылкой туда и сколько новых метро ни строй поблизости. Запихать 4 миллиона новых жителей в границы старой Москвы – вообще чиновничий бред! Они даже не понимают, что говорят. Кто такой Хуснуллин? Он ведь начинал бухгалтером в кооперативе, вот и мыслит, как бухгалтер, а не градостроитель. Каждый должен заниматься своим делом.

А ведь что произошло сейчас? Уникальнейший институт, который занимался развитием генплана Москвы, покинули опытные специалисты, которые всю жизнь проработали там и знают этот город в деталях. Они вытеснены молодыми ребятами из Казани. Это сделано для того, чтобы проводить свою политику. Теперь все делается под экономику. При этом под экономикой понимается усиленный рост жилищного строительства...

<...>

Совет союза московских архитекторов в открытой резолюции дает нелицеприятную оценку градостроительному беспределу в Москве и доносит свою позицию до высших органов власти в стране.

Барьером на пути строительного бизнеса, по нашему мнению, должен стать категорический законодательный запрет на снос любых капитальных зданий в историческом центре Москвы и как минимум на 10 лет должен быть объявлен мораторий на любое новое строительство здесь. Безотлагательно должны быть произведены радикальные реформы в системе архитектурного проектирования и согласования проектов. Должен быть ликвидирован сверхмонополизм собянинской придворной проектной команды. Профессии архитектора необходимо вернуть ее высокий юридический статус, уничтоженный последними поправками к Градостроительному кодексу. Должна быть восстановлена эффективная профессиональная деятельность Градостроительного Совета Москвы, Экспертно-Консультативного Общественного Совета при Главном архитекторе города, Методсовета Министерства Культуры. Должности руководителей Москомархитектуры и Москомнаследия должны стать не назначаемыми, а выборными на конкурсной основе.

Только при этих условиях, когда любой градостроительный проект будет под мощным профессиональным и общественным рентгеном, Москва останется Москвой, а не коммерческим проектом группы казанских менеджеров, и не экспериментальной площадкой, на которой отрабатываются модели островных государств.

Людмила Бутузова

 Полностью: Новые Известия, 29.03.2019 [1]