- Троицкий вариант - http://trv-gorod.ru -

Андрей Кураев: «Хотят ли русские войны? Ответ однозначный – мечтаем!»

Андрей Кураев

Почему либеральные критики «Матильды» отвернутся от Учителя и зачем патриарху Кириллу «карманные хунвейбины»

«Этот фильм для монархического мифа сделает много больше, чем сто крестных ходов», — уверен известный богослов и философ Андрей Кураев, размышляя о шумной кинопремьере «Матильды».

<...>

Меня заинтересовало видеоинтервью одного из идеологов поджогов кинотеатров Мирона Кравченко. Он рассказывал о своей боевой биографии. Оказывается, он почти мой сосед, многие годы был прихожанином храма в Троицке, а настоятель этого храма не просто какой-то батюшка, а отец Владислав Свешников — доктор богословия и автор учебника по нравственному богословию, то есть специалист по христианской этике. Я всегда с уважением к нему относился и начал искать, как этот ученик отца Владислава мог стать погромщиком. И нашел очень интересную публикацию 2008 года. Тогда была громкая и печальная история в Петербурге: некий человек, входя в подъезд, услышал шум, вбежал по лестнице и увидел, что какой-то узбек насилует его 8-летнего сына. Этот мужик — отец мальчика — был боксером, и он насмерть забил насильника. Говоря об Александре Кузнецове, убившем насильника, отец Владислав сказал: «Я бы на его месте в меру сил поступил бы так же. Другое дело, что не надо было доводить до смерти, хотя в такой ситуации, конечно, сложно себя контролировать. Но урок преподать этому мерзавцу было просто необходимо».

Мое мужское чувство то же самое говорит, но мы же носим рясы и кресты не для того, чтобы являть свою самцовость, а, скорее, с ней бороться, раз мы христиане. Да, это один из шаблонов голливудских фильмов: «Для тебя, мразь, я буду и богом, и прокурором, и судьей, и палачом». Но христианские пастыри хоть чем-то должны отличаться от отставных морпехов. Героизация насилия во имя справедливости и добра чревата судами Линча. Оправдать эти суды так легко, ведь в Библии предписано всем селом избивать камнями женщину-блудницу. Но раз освящение судов Линча лежит так близко к нашим сердцам, тем более не стоит даже приоткрывать этот ящик Пандоры.

Кстати, Свешников входил в круг отцов-основателей Тихоновского университета. Как-то в тамошней трапезной я застал дискуссию молодых священников-преподавателей.  В то время главным раздражителем православных был Игорь Семенович Кон — первый, он же последний советский сексолог. Молодые священники и богословы осуждали, как быть, если кто-то из прихожан на исповеди скажет, что у него помысел появился: «Кона хочу замочить». Кто-то из молодых говорит: «Я скажу, что с помыслами надо бороться, это не по-христиански, это нехорошо, передай все в руки Божьи». Открывается дверь, входит священник более старшего поколения, декан одного из факультетов. К нему обращаются молодые: «Батюшка, а что вы скажете на эту тему?» На что тот батюшка — замечу, аристократического происхождения, рафинированный интеллигент — спокойно говорит: «Если мне духовное чадо на исповеди скажет, что появился помысел Кона замочить, я ему скажу: „Дерзай, чадо! Но имей в виду, что если промахнешься, я все епитимии, которые знаю, на тебя наложу“». Дружные аплодисменты. Тогда казалось, что это шуточки. Оказалось, больше, чем шуточки, и больше, чем просто теоретизирование.

Нравственное богословие должно быть более тонко настроено, чем правоохранительные органы. Представление о грехе более широкое, чем представление о преступлении. Грех и преступление — не одно и то же. Поэтому церковь обычно должна предупреждать об угрозе раньше, чем работает полицейская сирена. В данном случае все произошло наоборот. Церковный барометр как-то промолчал, не заметил, что происходит что-то недолжное. Когда министр Мединский опережает патриарха и вместо него дает нравственную оценку этим поджогам, о чем это говорит? Это плюс в карму Мединского, но зато большой минус в послужное дело патриарха.

— Зато представитель РПЦ Александр Шипков уже дал оценку самому Мединскому, заявив, что ситуация с фильмом «Матильда» — политическая ошибка министра.

— В этих заявлениях есть все, что угодно, кроме простой евангельской совести. Меня это ужасает. Это оскорбляет мои религиозные чувства в гораздо большей степени, чем любые танцы Pussy Riot.

<...>

Полностью: «БИЗНЕС Online», 29.10.2017 [1]