- Троицкий вариант - http://trv-gorod.ru -

Чем запомнятся московские выборы

[1]10 сентября пройдут выборы муниципальных депутатов в 125 районах Москвы. Исключением в старых границах города стал только район Щукино, где такие выборы прошли в прошлом году, и достаточно резонансно  — большинство (восемь из 15  мест) заняли члены коалиции «Яблока» и КПРФ. В этом году исключением является как раз Троицк: выборы в наш Совет депутатов единственные на территории Новой Москвы.

Явка и фильтр

В каждом округе свое количество депутатов и число мандатов: в среднем, речь идет о трех-пяти мандатах в округе и 10–20 депутатах во всем муниципальном собрании. Всего через полтора месяца москвичи выберут 1487 депутатов.

Муниципальные выборы в этом году не совпадают с региональными (как это было в 2013 году в Троицке) или федеральными, поэтому явка ожидается очень низкой: оптимистичный прогноз — 15–20%, для победы будет достаточно 700–800 голосов.

Главное, что заставляет власть, парламентские партии и оппозицию не упускать из виду нынешнюю кампанию, — муниципальный фильтр. В следующем году состоятся выборы мэра Москвы: чтобы стать кандидатом, нужно получить не меньше 110 подписей от муниципальных депутатов, хотя бы по одной от района. На прошлых выборах эта задача для кандидатов не от партии власти была невыполнимой, хотя Сергей Собянин и «поделился» своими подписями с Алексеем Навальным. На выборах в 2018 году такой щедрости, вероятно, не будет, поэтому единственная возможность пройти фильтр  — провести в собрания своих кандидатов. О мэрских амбициях уже заявили депутат Мосгордумы, коммунист Андрей Клычков и экс-депутат Госдумы Дмитрий Гудков.

Кейс Щукино

Сразу после того, как щукинцы лишили «Единую Россию» ее традиционного большинства, в прессе начали развивать теорию о переносе муниципальных выборов в остальной Москве с осени этого года на весну, чтобы оппозиция не успела подготовиться. Мол, мэрия в разгар подготовки к выборам в Госдуму летом 2016 года попросту не заметила Щукино и не хочет допустить такого развития ситуации в будущем. По данным СМИ, это решение обсуждалось на уровне вице-мэра Москвы Анастасии Раковой, которая курирует внутриполитический блок. Правда, позже от этой идеи мэрия отказалась.

Такой расклад, напротив, устроил одного из идеологов щукинской коалиции, экс-муниципального депутата Максима Каца — он объявил о сборе оппозиционных кандидатов во всех районах Москвы, чтобы повторить кейс Щукино на предстоящих выборах.

«Единая Россия»

Весной среди претендентов в муниципальные кандидаты от «Единой России» прошли незаметные праймериз. Они стали репетицией будущих выборов, а ставку в партии сделали на личный ресурс каждого кандидата: в условиях почти полного отсутствия информации о праймериз сами участники должны были обеспечить явку и стабильное количество голосов за себя. По мнению экспертов, в «Единой России» считают, что такую схему можно повторить и осенью: привести лояльных избирателей при минимальном информировании остальных.

Прорвать фильтр

Перед другими парламентскими партиями стоит задача увеличить действующее представительство в районах Москвы. КПРФ выдвинула 1397  кандидатов, хотя не все из них напрямую относятся к партии: некоторые районные активисты считают, что при поддержке коммунистов у них будет больше шансов. У «Справедливой России» вдвое меньше кандидатов — 656 человек. В нескольких районах справороссы выдвинули 15  человек  — по числу мандатов. ЛДПР выдвинула 1478 кандидатов. Источники в городской мэрии информационного агентства Ura.ru утверждают, что этот список (как и список «Единой России») получал согласование у Анастасии Раковой.

«На поборы да откаты»

С членами ЛДПР, претендующими на городские мандаты, случилась забавная вещь. Перед регистрацией все кандидаты обязаны предоставить в территориальные избирательные комиссии финансовые отчеты. Несколько кандидатов от ЛДПР в таком отчете среди прочих указали расходы «на девок румяных» и «на поборы да откаты». В  партии объясняют казус подлогом документов, а знакомые кандидатов признались, что те просто «скачали форму на каком-то сайте» и не посмотрели на данные. Впрочем, таких кандидатов уже зарегистрировали в Южном Бутове  — якобы не без вмешательства Владимира Жириновского.

«Яблоко» и другие

«Яблоко» заявило на муниципальные выборы 1007 человек. Причем большинство — около 800 кандидатов  — составили участники проекта Дмитрия Гудкова и Максима Каца. Всего на их платформе зарегистрировалось больше трех тысяч желающих — примерно половину отклонили, а остальные идут на выборы от «Яблока» или самовыдвиженцами. 296 человек стали кандидатами от ПАРНАС.

«ПАРТИЯ РОСТА» выдвинула 189  человек. Кандидаты имели возможность пройти программу по основам муниципальной политики в МГИМО, которую организовал председатель Борис Титов. Стоит отметить, что активная подготовка к нынешним выборам  — школы, тренинги или курсы  — велась не только в партиях. Обучение предлагали и многие непартийные проекты — от политтехнолога Андрея Богданова до «Открытой России» Ходорковского.

Пускать, но не показывать

Не всех кандидатов пока зарегистрировали, активная агитация еще впереди. На сегодня у нынешней муниципальной кампании две особенности. Первая — негласное решение Мосгоризбиркома регистрировать всех. Самовыдвиженцы, в отличие от кандидатов парламентских партий, должны собирать подписи. Несмотря на то, что в каждом округе нужно собрать немного (от 10 до 65 подписей), сбор и проверка подписей — один из распространенных ограничительных барьеров на выборах. В этот раз, как отмечают эксперты, территориальные комиссии относятся к проверке даже слишком лояльно — например, в рабочей группе по проверке подписей не участвуют почерковеды. В служебном письме председателя Мосгоризбиркома Владимира Горбунова и вовсе говорится о том, что «любые возникающие сомнения должны трактоваться в пользу кандидата».

Препон при регистрации у кандидатов нет, но вот избиратели, придя на выборы 10 сентября, могут их не увидеть. Речь о фотографиях на избирательных участках. Недавно в Избирательный кодекс Москвы приняли техническую поправку: теперь решение о том, включать ли фотографию в перечень необходимых сведений о кандидатах или нет, принимают местные избиркомы. Тенденция к минимизации информации наблюдается давно, хотя говорить определенно еще рано: например, ТИК Троицка такое решение пока не приняла.

Что у нас?

Ситуация в Троицке в целом ничем не отличается от общемосковской. В  четырех пятимандатных округах выдвинулось 92 кандидата. Конкурс  — 4,6 человека на место, и, по текущим прогнозам, для победы будет достаточно 600 голосов.

Елена Верещагина