- Троицкий вариант - http://trv-gorod.ru -

Трудности роста

[1]Этой весной они вышли на протестные акции в Москве. Неожиданно для всех. Их никто не ждал, поэтому их появление вызвало шок у власти и бурную реакцию в СМИ. Известный журналист сказал про них: «И вот эти два процента дерьма считают, что они здесь власть?!»

Кто они, эти 2%? Это наши дети, которые не спросили нас, своих родителей, можно ли им выходить на улицу. Поэтому и для нас, их родителей, это стало неожиданностью. Зачем им это: они же не голодали, как их бабушки и дедушки, они же не жили в коммуналках долгие годы, как их родители, у них же всё есть.

В Китае политическая система гораздо жестче, чем у нас, но там протестные настроения гораздо ниже и молодежи не приходит в голову выходить на протестные акции (тем более неразрешенные). Почему? Потому что там молодые люди строят сами свою жизнь: получают образование, строят карьеру, покупают жилье, растят детей. И они уверены, что этих занятий им хватит на ближайшие 50  лет их только начинающейся жизни. В Советском Союзе это называлось «уверенностью в завтрашнем дне»: мы знали, что надо хорошо учиться, потом хорошо работать, и всё у тебя будет хорошо. Именно этой уверенности не хватает сегодня детям, именно это хотят они изменить в нашей сегодняшней жизни.

Говоря мудреным языком социологии, сейчас в обществе не работают социальные люфты. Молодой человек, вступающий в жизнь сегодня, не уверен, что по окончании вуза он найдет интересную работу с достойной зарплатой, которая позволит ему быть уверенным за свое будущее и будущее своей семьи. Зато рядом он уже видит тех, кому с рождения уготована благополучная карьера, высокая зарплата и та самая уверенность в завтрашнем дне на многие годы вперед. Именно эти два фактора: отсутствие социальных лифтов и вопиющее имущественное неравенство — толкают на улицу поколение, рожденное в средине 90-х, которое пока не пережило никаких социальных потрясений.

Социальные лифты можно запустить двумя способами. В условиях революции: не случайно в главной революционной песне поется: «Кто был ничем, тот станет всем». Но за последние 100 лет Россия уже пережила минимум три великих потрясения (1917, 1941 и 1991 годы, не говоря о множестве мелких), и надо надеяться, что в обществе выработался стойкий иммунитет к социальным катаклизмам.

Другой способ создать новые социальные лифты: сделать экономику растущей. Тогда социальная активность нового поколения может быть направлена не в сторону «отнять и поделить», а в сторону «создать и приумножить». В растущей экономике создаются новые ниши, новые позиции, не занятые теми, чьи родители когда-то успешно поучаствовали в приватизации созданного в СССР. Займут эти позиции прежде всего те, кто своими руками будет создавать новую экономику.

Вот почему нам так важен экономический рост, основным показателем которого как раз и является создание новых высокопроизводительных рабочих мест, о чем неоднократно говорил президент Путин. Причем делать это придется в условиях растущего дефицита трудовых ресурсов: скорее всего, численность трудоспособного населения в России снизится в ближайшие годы на четыре-шесть миллионов человек. При этом повышение пенсионного возраста не поможет решить проблему: в России сегодня 40% мужского населения вообще не доживают до пенсионного возраста. В  таких условиях государство уже не в состоянии нести необходимые социальные расходы: в бюджете на 2017–2019 годы заложено снижение номинального уровня расходов на здравоохранение (— 3,2%), образование (— 0,3%), социальные выплаты (— 0,4%).

Если следовать инерционному сценарию, то можно ожидать, что к 2035  году Россия опустится на 65–70-е место по ВВП на душу населения, а уже в 2020 году по этому показателю нас обгонят Китай, Индия, Турция и Казахстан.

Сегодня нужна новая стратегия развития страны: стратегия роста. В прошлом месяце такая стратегия была доложена президенту председателем «Партии Роста» Борисом Титовым. Основные черты новой экономики: развитие малых производственных предприятий, выход бизнеса из тени, развитие новых секторов экономики, приоритетные вложения в человеческий капитал, т. е. в образование и здравоохранение, а не в увеличение военных расходов. Для Троицка это означает новые возможности для развития науки и инноваций, создание новых рабочих мест именно в этих приоритетных секторах городской экономики.

Реализовывать эту стратегию предстоит молодым. И хочется ответить господину Соловьёву: «Да, им здесь жить, и они здесь власть!» Поэтому я уверен, что и на предстоящих в сентябре муниципальных выборах троицкого Совета мы увидим это новое поколение, которое ради своего будущего в нашей стране готово взять на себя ответственность за высокие риски реформ вместо тихого вымирания в болоте стабильности. А остальное — трудности роста!

Виктор Сиднев,
член Генерального совета Всероссийской политической партии «Партия Роста»