- Троицкий вариант - http://trv-gorod.ru -

Стратегический тупик

[1]На этой неделе состоялись два заметных события в области стратегического планирования российского государства. Сразу две стратегии развития страны были доложены президенту: одна подготовлена Центром стратегических разработок под руководством бывшего министра финансов и вице-премьера правительства России Алексея Кудрина, вторая — Столыпинским клубом и председателем «Партии Роста», бизнес-омбудсменом Борисом Титовым. Обсуждение в Кремле прошло в закрытом режиме, зато на Петербургском экономическом форуме состоялась жаркая дискуссия между авторами двух (во многом противоположных) стратегий.

Хотя в последнее время я довольно много общаюсь с обоими «главными стратегами страны», не будучи профессиональным экономистом, вряд ли могу однозначно принять сторону кого-то одного из них. Но само наличие и обсуждение на уровне президента двух разных стратегий развития страны, безусловно,  — положительный и дающий надежду на позитивные изменения в экономике и политике момент. На фоне этих дискуссий хочется перефразировать великого теоретика Альберта Эйнштейна и сказать: «Нет лучшей тактики, чем хорошая стратегия».

К сожалению, в тени федеральных дискуссий как-то незаметно прошел тот факт, что в эти дни исполнился ровно год с момента принятия Стратегии социально-экономического развития нашего наукограда. И, хотя прошел уже целый год, реализация Стратегии, к большому сожалению, так и не началась. По сути, не началось даже обсуждение этого документа в городском сообществе и, тем более, поиск путей ее реализации.

Пожалуй, единственное из того, что прописано в документе, принятом Советом депутатов 22 июня 2016 года, и уже реализовано на сегодняшний день — это создание Научно-технического совета города. В соответствии с Положением, «Научно-технический совет городского округа Троицк в городе Москве (далее — НТС) является совещательным органом при администрации городского округа Троицк, осуществляющим координацию исполнения плана мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития городского округа Троицк как наукограда и обеспечения прозрачности процедур его реализации».

С обеспечением «прозрачности процедур» у нас, действительно, всё в порядке: их пока просто нет. Между тем, в самой Стратегии написано, что Совет депутатов должен ежегодно заслушивать главу о ходе ее реализации. Но нынешний Совет вот-вот уйдет на каникулы, и разбираться со Стратегией придется уже его новому составу, выборы которого пройдут в сентябре.

А работа, на мой взгляд, предстоит большая. Реализация Стратегии развития наукограда, как и реализация всякой стратегии, потребует мобилизации и напряженной согласованной работы всего городского сообщества. Основной упор в Стратегии Троицка делается на решение поставленной президентом задачи по созданию высококвалифицированных рабочих мест. Это позволит сбалансировать существенный недостаток рабочих мест в городе, улучшить параметры бюджета за счет дополнительных налоговых поступлений, улучшить качество жизни горожан, многие из которых сегодня тратят многие часы на дорогу в Москву. В наукограде такие рабочие места должны, прежде всего, создаваться в науке и инновациях. Но отсутствие внятных стратегий развития научных организаций в условиях продолжающегося разгрома РАН лишает город основных ресурсов развития и создает большие риски для реализации городской стратегии. И дело тут не только в действиях центральной власти: поручение президента по развитию технопарка на базе ФИАН так и осталось на бумаге из-за яростного сопротивления прошлого руководства РАН, планировавшего ковровую жилую застройку на территории института (см. «ТрВ-Наука» от. 28.04.2009). А в нынешних условиях, к сожалению, уже не РАН решает эти вопросы…

Этот пример показывает, что если в условиях кризиса стратегические решения не принимаются вовремя, то окно возможностей быстро закрывается и далее приходится действовать в гораздо более плохих начальных условиях.

Потерянный год — еще не катастрофа. Но начинать надо немедленно. И начинать с открытого обсуждения планов реализации Стратегии с вовлечением в дискуссию всех заинтересованных членов городского сообщества: представителей власти, науки, бизнеса, образования, работников бюджетной сферы, молодежи. Площадкой для такого обсуждения может и должен стать Научно-технический совет наукограда, сформированный в соответствии с новой редакцией федерального закона «О статусе наукограда Российской Федерации». Но у НТС, который является лишь экспертным органом, нет ни исполнительных, ни законодательных полномочий. Поэтому ключевые решения придется принимать новому Совету депутатов, и от того, каким он будет, зависит будущее наукограда и всех его жителей.

Виктор Сиднев