Наполнение страны

30 сентября 2015 г. Распечатать запись  
Рубрика: Общество

Ваш отзыв
1287 просм., 7 - за сегодня

Наполнение страныОбсуждение миграции часто заканчивается взаимными обвинениями – в космополитизме с одной стороны и в ксенофобии с другой. Чтобы поговорить об этой проблеме без эмоций, «АН» обратились к человеку из мира науки – к Евгению КРАСИНЦУ, руководителю лаборатории миграционных исследований Института социально-экономических проблем народонаселения РАН, кандидату экономических наук.

Умышленно

— Сколько в России мигрантов?

— Для ответа на этот вопрос существует несколько официальных источников информации: данные Федеральной службы государственной статистики (Росстата), Федеральной миграционной службы (ФМС), Пограничной службы ФСБ России. Эти данные существенно различаются.

Согласно Росстату, в прошлом году в Россию из-за рубежа на постоянное место жительство (ПМЖ) прибыло около 580 тыс. человек. Преобладающее большинство из них (90%) – из стран СНГ, в том числе свыше 115 тыс. – из Украины. Из Китая –  более 10 тыс. Чистый миграционный приток составил 270 тыс. человек, из них 260 тыс. пришлось на СНГ, а на Китай – менее 2 тыс. человек. Подчеркнём: Росстат ведёт учёт тех, кто прибывает на ПМЖ, тогда как в большинстве своём мигранты временные.

По данным ФМС России, за прошлый год в страну прибыло 17,3 млн. иностранных граждан – на 0,5 млн. меньше в сравнении с предыдущим годом. Из них разрешение на работу получили 1,3 млн. человек, плюс 2,4 млн. получили это разрешение в виде патентов.

Согласно данным Пограничной службы, которые отражают количество пересечений границы, в прошлом году в Россию прибыло свыше 32 млн. иностранных граждан. Из СНГ – свыше 21 млн. человек, в том числе из Казахстана – более 4 млн., из Узбекистана – 2,4 млн. человек.

— Бывший пресс-секретарь ФМС К. Полторанин, уволенный за несогласие с политикой ведомства, говорил в интервью «АН», что цифры ФМС можно смело умножать как минимум на два, поскольку система учёта «никуда не годится».

-  Думаю, он хорошо знал ситуацию изнутри, и его утверждения имели под собой основания. Недавно ФМС ввела автоматизированную систему учёта мигрантов и тем самым улучшила контроль, но значительная часть мигрантов по-прежнему находится в тени.

— Гражданам стран СНГ очень легко пересечь границу РФ из-за отсутствия визового режима. Кого же мы имеем в виду, когда говорим о незаконных мигрантах из СНГ?

— Тех, кто неверно указал в миграционной карте цель въезда, находится в России дольше положенного времени или не получил (не продлил) разрешение на работу. Безвизовое пространство с СНГ сильно мешает контролировать этот мощный миграционный поток, противодействовать нелегальной миграции и незаконной занятости мигрантов. Но дело в том, что здесь над экономикой доминирует политика. Политика развития интеграционных процессов на постсоветском пространстве, формирования и расширения Евразийского союза. Мы заинтересованы в стабильной ситуации в пограничных странах, а если существенно прикрыть границы для их граждан, то экономика этих стран сильно пострадает. В общем балансе политические плюсы превышают некоторые экономические минусы. Это взвешенный подход.

— Хотите сказать, решето на границе со странами СНГ – это не оплошность России, а продуманная политика?

— А вы взгляните на политику России в отношении так называемых  стран дальнего зарубежья – Китая, Северной Кореи, Вьетнама, располагающих огромным демографическим и миграционным потенциалом. Эти страны готовы направлять к нам ежегодно огромное количество мигрантов, но мы резко ограничиваем эти миграционные потоки. Граница с Китаем – жёсткая граница.

Борьба за место

— Одни говорят, Россия нуждается в иностранной рабочей силе. Другие считают, что мигранты отнимают работу у россиян.

— Первое второму не противоречит. Верно и то, и другое. Начнём с потребности и диспропорций на рынке труда. Это объективная данность, наблюдаемая во всех развитых странах. Население трудоспособного возраста в России сокращается на величину, приближающуюся к миллиону человек в год. Лишь немногие работодатели официально заявляют потребность в дополнительной рабочей силе, но эта цифра постоянно увеличивается. В 2014-м она составила 1,9 млн. человек. По сравнению с 2000 годом заявленная потребность в работниках  возросла в 2,3 раза, а по сравнению с 2010-м годом – в 1,7 раза. Это малая часть айсберга, указывающая на то, что потребность в работниках (в условиях сокращения предложения труда) устойчиво растёт, даже несмотря на экономический кризис.

— Я однажды был свидетелем такой сцены: руководитель частного ЖЭКа убеждал главу маленького города (Троицка. ТрВ) в том, что русские работники «синячат», а ребята из Средней Азии – молодцы.

— Он, наверное, не добавил, что на ребятах из Средней Азии можно экономить, выплачивая им меньшую зарплату, чем указано в ведомости. В 2014 году численность официально зарегистрированных безработных в России составила менее 900 тыс. человек, в этом году – уже около 1 млн. человек. В настоящее время свыше 5 млн. человек не имеют занятия, но активно его ищут. Особенно сложно трудоустроиться людям старших возрастов: мужчинам – после 60 лет, а женщинам – даже после 50 лет. При этом, например, на кассах во многих супермаркетах преобладают трудовые мигранты.

Вопрос очень острый. На Западе регулирование доступа на рынок труда варьирует от страны к стране, но в целом принята такая практика: работодатель не может нанять на работу иностранца, если не докажет, что нельзя найти на данное рабочее место подходящего претендента из числа граждан страны. А в наших условиях эта важная и фундаментальная задача миграционной политики полностью не решена. Приоритетный порядок трудоустройства россиян в сравнении с мигрантами, прибывающими в страну без виз, в действующей правовой системе отражён слабо. На практике данное положение не отрегулировано и работодателями не выполняется. По новому миграционному законодательству, с учетом роста уровня безработицы органы местной власти могут приостановить выдачу патентов для иностранцев, но по факту этого не происходит.

Как и во всех цивилизованных странах, российская миграционная политика и политика на рынке труда должны быть направлены на то, чтобы обеспечить рабочими местами прежде всего своих сограждан. Кроме того, главным ресурсом развития должны быть не мигранты из-за рубежа, а наращивание и реализация человеческого потенциала, модернизация и технологическое обновление производства, обеспечивающие существенное повышение производительности труда.

— Какова позиция высшего руководства страны?

— Если в период «нулевых годов» и велись дискуссии о том, нужны ли нам трудовые мигранты из-за рубежа, то теперь в основном сложился общественный консенсус. Точка зрения о важности трудовой иммиграции для развития экономики страны закреплена в Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года, а также отмечена в целом ряде выступлений Президента РФ.

Другой вопрос – в каких количествах нужно привлекать трудовых мигрантов. Раньше были установлены квоты на выдачу разрешений для использования труда мигрантов из стран ближнего и дальнего зарубежья, а с недавних пор эти квоты для безвизовых мигрантов отменены. Всякие ограничения при трудоустройстве сняты для граждан Беларуси, Казахстана, Армении и Киргизии, которые входят в Евразийский экономический союз.

Страна не название, а наполнение

— В своём интервью вы сказали: «Они дадут нам столько рабочих рук, сколько нам надо: миллион, два – пожалуйста. Десять миллионов надо? Завтра десять миллионов мигрантов будут ждать команды к началу работы. Но это будет уже другая страна». Какое количество мигрантов в России вы считаете допустимым, безопасным для межэтнического мира внутри страны и для её национальной идентичности?

— Единого мнения на этот счёт нет. Некоторые исследователи и эксперты называют цифру в 10%, но в действительности определить такой порог очень сложно. На мой взгляд, России до этого уровня еще далеко. Сейчас количество мигрантов в целом по стране никакой угрозы не представляет и в ближайшие годы представлять не будет. По имеющимся оценкам, иностранные граждане составляют около 7,5% постоянного населения России. Давайте сравним с Европой. По данным ООН, Великобритания, Франция, Германия, Нидерланды – 12%, Австрия, Ирландия и Швеция – 16%, Швейцария – 29%, Люксембург – 43%. Не случайно Европейский союз вводит миграционные квоты, чтобы переориентировать часть миграционных потоков с Западной Европы на Восточную, вызывая резкое недовольство последней.

Проблема, о которой вы спрашиваете, присуща тем мегаполюсам и регионам, которые являются центрами притяжения мигрантов. В первую очередь, это Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Краснодарский край, в какой-то мере Тюмень. Официально российское общество декларирует толерантность к мигрантам, но настроения граждан в зонах и точках миграционного притяжения зачастую бывают другие. По данным наших исследований, многочисленность мигрантов в Москве отнесли к одной из острых проблем почти 50% опрошенных, а у каждого третьего она вызывает серьёзное беспокойство. Здесь напрямую многие говорят о засилье мигрантов. И если в прежние годы регулярно проводились рейды по выявлению незаконных мигрантов, то сейчас о них мало слышно. За одного нелегального мигранта с работодателя полагается взимать штраф в 800 тыс. рублей, но в СМИ мало сообщений на эту тему.

— Стоит ли говорить, что в России происходит замещение населения?

— У нас не такой уровень международной миграции, чтобы говорить о масштабном замещении населения России, хотя какой-то процесс в этом направлении, конечно, идет. Расчёты показывают, что демографические тенденции воспроизводства коренного населения России не изменяются в лучшую сторону. В целом сейчас наблюдается рост численности населения страны, но, по прогнозу, начиная с 2020 года, он прекратится, и в течение последующих десяти лет сокращение  составит около 2 млн. человек. Чтобы обеспечить дальнейший демографический рост и восходящую динамику населения в длительном историческом периоде, необходимо создавать условия для повышения рождаемости и сокращения смертности, а не для массового притока мигрантов. Понятно, что расширение услуг платного образования и платной медицины совершенно не способствуют демографическому развитию. Поэтому в настоящее время должно в еще большей мере быть усилено внимание к факторам, которые непосредственно обеспечивают жизнедеятельность людей, и усиление мер демографической политики.

Свои вне дом

— В Россию текут потоки людей других культур, при этом огромное количество соотечественников находится за пределами страны.

— Точных цифр о количестве соотечественников за рубежом вряд ли можно найти, однако есть приблизительные оценки. За рубежом живет от 20 до 30 млн. русскоязычного населения. В Украине около 8 млн. человек считают себя русскими, в Беларуси – 1,2 млн. человек (понятно, что вступает в силу политика: вчера был русским – сегодня назвался украинцем или белорусом). В Узбекистане русскоязычных –  около 1 млн., в Казахстане – 4 млн. человек. В Израиле русская диаспора насчитывает более 1 млн. человек, в Германии и США  – около 3 млн. человек.

Российская программа возвращения соотечественников стартовала в 2008 году и реализовывалась с большим трудом. Первоначально предполагалось, что ежегодно по этой программе поедут сотни тысяч людей. Были затрачены колоссальные средства на информационные компании. И не только на пространстве СНГ, но и в странах дальнего зарубежья. Однако масштабы переселения оказались в десятки раз скромнее, чем планировалось.

Возвращение соотечественников не стало действенным рычагом воздействия на демографические процессы и формирование региональных рынков труда. Основной поток переселенцев пришёлся Калининградскую, Калужскую и Липецкую области, но и он был небольшим. В 2012 году была принята новая редакция госпрограммы. Существенно увеличились подъёмные суммы для возвращающихся соотечественников в ряде территорий приоритетного заселения – в восточных регионах страны. В результате в 2014-м году общий поток переселенцев вырос почти вдвое в сравнении с 2012 годом. В значительной мере это оказалось и следствием резко возросшего участия в программе вынужденных переселенцев из Украины – из-за острого политического кризиса и войны в этой стране. Общая численность участников переселенческой программы на начало 2015 года превысила 253 тыс. человек.

— Чем привлекают людей?

— В том-то и дело – мало чем. Как правило, жильё в регионах вселения не предоставляется. В центрах временного размещения прибывшие соотечественники могут находиться до полугода. Подъемные средства на обустройство не позволяют наладить нормальную жизнь. Более-менее ощутимые размеры пособий предлагаются только в приоритетных для заселения регионах на востоке страны, куда мало кто едет. Это Бурятия, Забайкальский край, Камчатский край, Приморский край, Хабаровский край, Амурская, Иркутская, Магаданская, Сахалинская и Еврейская автономная области. На участника программы и одного члена его семьи здесь полагаются поэтапные выплаты общей суммой в 360 тыс. рублей. В остальных регионах – 20 тыс. рублей на участника программы и по 10 тыс. рублей на остальных членов семьи. Символические для обустройства и адаптации суммы денег. Их недостаточно для того, чтобы решать проблемы интеграции прибывших соотечественников в ту среду, где им предстоит жить.

Сергей Рязанов

Источник: «Аргументы недели», 29.09.2015

Ваши мысли

Скажите нам, что вы думаете...
и если вы хотите показать какую-то картинку в вашем отзыве, воспользуйтесь сервисом gravatar!

XHTML: Вы можете использовать следующие теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>


См. в той же рубрике: