- Троицкий вариант - http://trv-gorod.ru -

Встреча в ускорителе



В Троицке финишировал арт-проект «Ускоритель Новой Москвы», организованный Центром культурных инициатив Новой Москвы и троицким Домом ученых. Акции, лекции, мастер-классы, и вот — итоговая выставка и конференция, прошедшие 26 апреля в ускорительном корпусе ФИАНа. И немаловажный плюс — экскурсия по ускорителю.

Тема конференции — science art, наука на стыке с искусством. «Что нам, диким художникам, нужно от ученых?» — задавалась вопросом Алиса Прудникова, директор Уральского филиала Государственного центра современного искусства. Ученый секретарь ТРИНИТИ Александр Ежов живо, по-ГНЦРФовски рассказал о темных сторонах и неудобных вопросах современной науки: скажем, так ли уж воля человека свободна от диктата подсознательного и действительно ли миром управляет Григорий Перельман. «В конечном счете, физика — наука о человеке, — сказал Ежов. — Наука ждет от искусства, что оно поможет объяснить человека». А с подачи Виктора Сиднева, начавшись с инноваций, разговор дошел аж до «мыслящей энергии» Циолковского — оцените размах дискуссий!

Искусство ждало на втором этаже. Три виниловых вертушки скрипели и шуршали — там вертелись диски из дерева, с дорожками, выжженными на станке лазерной гравировки. В этом шуме надо было услышать запись художественной декларации выставки, но дерево не винил, и звуки, если и были, то стерлись. «Вы не чувствуете эстетику нойза, — покачали головой медиа-художники. — А то, что записи не слышно, — тоже результат».

Дальше — коллекция шумов Троицка; подборка стихов о Солнце, составленная согласно данным о солнечной активности от ИЗМИРАНа; дореволюционная книга о науке и неудачный результат попытки ее распознать на компьютере; дисплей с наползающими друг на друга цветными пятнами... «А вот бы побыстрее?» — просит зритель. «Заче-е-ем? — удивляется девушка-автор. — Это же процесс такой... амбивалентный... медитативный...» «О, это тоже арт-объект?» — показывает кто-то на потолок. Пятна образовывали причудливые узоры, и они тоже подходили под девиз выставки: «Случайность».

И — ускоритель. По-хорошему, про него надо говорить много и отдельно. Этот агрегат, построенный в 1969 году, работает до сих пор, хоть и не так часто. Школьные экскурсии были здесь и раньше, но такого наплыва публики г.н.с. ФИАНа Александр Серов еще не видел. А он в ФИАНе с 1964-го... Огромный магнитный «бублик» — пульт управления, неизменный с советских времен... «А какая польза от этих исследований?» — допытывается парень. «Закон Кулона знаешь? — парирует Серов. — И какая от него польза?»

Из зала с ускорителем выходишь в задумчивости: устаревший, как британская монархия, и такой же величественный, он оказался надежнее, чем государство, которое его сделало. А теперь физики тревожатся, что в случае открытия дороги через ФИАН от грохота фур могут пострадать научные эксперименты. Такой вот «Вишневый сад» на институтский манер.

И снова искусство. «Миоперфоманс» от студии 18 Apples — балет, управляемый силой мысли. Нейроинтерфейс — один из передних краев науки; уже получается распознавать несколько основных мыслей-команд, но настройка прибора требует долгого обучения.

Итак, одна девушка в глубине сцены, неподвижна, с датчиком на голове, представляет себя танцующей; другая, с подключенными к телу электродами, скользит по сцене, выполняя ее команды. Электронная музыка и цветной калейдоскоп на экране тоже связаны с мысленными сигналами. Очень красиво, но спорно: танцует ли девушка именно то, что ей диктуют? «Это проблема доверия, она актуальна для всего искусства. Зритель должен знать: то, что ему показывают, — ценно», — сказала одна из гостей, пишущая диссертацию по science art. Спорили до вечера...

Владимир Импалер

Фото автора