- Троицкий вариант - http://trv-gorod.ru -

Маковое дело, или Дело Зелениной

[1]«Троицкий вариант» уже более двух лет следит за так называемым делом Зелениной. Напомним. В 2012 году заведующая химико-аналитической лабораторией пензенского НИИСХ была арестована в маленьком рабочем поселке под Пензой и обвинена в пособничестве покушению на контрабанду и сбыт наркотиков. Арест был проведен с большой помпой, в присутствии группы захвата, вооруженной автоматами. Его снимали на камеру. Съемки затем попали в телеэфир [2].

СМИ сразу же заинтересовались этим делом. Покушение на контрабанду какой партии наркотиков было так красиво пресечено?

Удивлению не было предела, когда они узнали, что госпожу Зеленину (так к ней обращались следователи) задержали по обвинению в пособничестве контрабанде аж 295 г морфина, находящегося в 42 млрд г (42 т) пищевого мака (следовые количества), который к тому времени уже практически сгнил в терминалах брянской таможни, так как хранился там в ненадлежащих условиях более 22 месяцев.


Журналисты еще больше удивились, когда стало известно, что Ольга Зеленина никогда не давала никаких заключений о безопасности партии семян мака: в нашей стране такие заключения не нужны импортерам семян, поскольку содержание наркотических средств не является показателем их физико-химического или органолептического качества и безопасности семян.

В этом громком деле, возбужденном в преддверии празднования десятилетия ФСКН, много шокирующих нестыковок. Зеленину обвиняли в составлении заключений — хотя в деле нет ни одного ее заключения, в пособничестве контрабанде наркотиков — хотя наркотиков никто не видел, а мак пищевой был задержан на брянской таможне за год до того, как Зеленина познакомилась с Шиловым, импортировавшим злополучную партию. В нашей стране нет ни одного нормативного акта, запрещающего нахождение естественных для мака наркотических средств в маке пищевом.

Так за что же ФСКН преследует скромного завлаба из провинциального института? Откуда берут начало истоки этого уголовного дела?

Всё началось в конце 2011 года, когда в стенах Общественной палаты РФ состоялась встреча правозащитников, экспертов и сотрудников ФСКН, посвященная вопросам экспертных ошибок при анализе семян мака. От лица ученых выступала Ольга Зеленина. Пензенский НИИСХ, в котором она работала, был единственным в России институтом, имеющим лицензию на культивирование мака и конопли в научных целях. Тогда по результатам встречи был создан экспертный совет при МОПБО «Комитет за гражданские права» по проблемам выработки единого методического подхода при экспертном исследовании наркотических средств и психотропных сильнодействующих веществ, целью которого была разработка поправок в ГОСТ Р 52 533–2006 и в Методические рекомендации «Определение вида наркотических средств, получаемых из конопли и мака». В его состав включили и Зеленину. Это было ее первое противостояние ФСКН.

19 апреля 2012 года МОПБО «Комитет за гражданские права», Комиссия Общественной палаты РФ по проблемам безопасности граждан и взаимодействию с системой судебноправоохранительных органов и ФСКН России провели совместное заседание на тему «О взаимодействии правозащитных организаций с органами наркоконтроля по вопросам недопущения нарушений прав человека в ходе расследований преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков». Зеленина от лица НИИСХ выступила в стенах Общественной палаты РФ и сказала, что возобновление макосеяния в России возможно лишь при изменении законодательства и внесении поправок в пресловутый ГОСТ на пищевой мак, которым запрещено любое содержание наркотических средств в маке пищевом. В природе не бывает абсолютной чистоты. А несоответствие мака пищевого ГОСТу привело к необоснованному уголовному преследованию предпринимателей. Это было ее второе противостояние ФСКН.

Третьим, и последней каплей, переполнившей чашу терпения ФСКН, стало выступление Ольги Зелениной в июле 2012 года на Первой научно-практической конференции «Состояние коноплеводства в России, проблемы и перспективы развития».

Зеленина еще раз указала на проблемы, которые возникают у производителей конопли, а позже возникнут у сельхозпроизводителей мака из-за несовершенства законодательства и отсутствия методических рекомендаций, которые позволили бы дифференцировать условно безнаркотические сорта мака и конопли, возделывание которых разрешено, от высоконаркотичных. Она также рассказала о проблемах, которые возникают у сельхозпроизводителей и бакалейщиков из-за несовершенства законодательства. Одним из гостей конференции был генерал ФСКН Архипов. Выводы из доклада были сделаны быстро. Через месяц Ольга Зеленина стала узницей московского СИЗО-6.

А самое удивительное, что спустя неделю после ареста Ольга Николаевна была включена в состав рабочей группы Министерства сельского хозяйства России по подготовке нормативно-правовых актов и иных документов, регулирующих использование в пищевой и перерабатывающей промышленности мака масличного и конопли посевной.

P.S. В настоящее время дело Зелениной передано в суд. Оно содержит 130 тыс. страниц. О том, прочитали ли судьи более ста тысяч страниц дела и как идет суд — в следующих номерах ТрВ.

Владимир Кириченко