К чему лежит душа
2014 год для Троицкого камерного хора – юбилейный. Прославленному коллективу – уже 35 лет! В январе хор дал традиционный Рождественский концерт. Привычно думать, что духовные песни – это творения седой старины, бытующие в стенах церкви. Однако большая часть прозвучавшего в пятницу материала – современная. О том, как формируется репертуар хора, о друзьях-композиторах и их произведениях, о достижениях и планах на будущее рассказал руководитель хора, заместитель директора ДШИ им. Глинки Алексей Малый.
«Троицкий камерный хор попадает в двойные ножницы. С одной стороны, когда нас объявляют, все ожидают услышать духовную музыку. Святая Троица же! А на самом деле ни к какой церкви он не относится. Он относится к городу, к Троицку!»
Алексей Малый
– Церковная музыка кажется чем-то из царской России, далеким и неизвестным... Для меня было открытием, что авторы музыки – наши современники.
– 1988 год открыл людям заново духовную музыку, и сейчас ее пишут очень многие. Но в церкви есть определенные ограничения, каноны; батюшка может не благословить современное исполнение. Поэтому в церкви поют Чеснокова и Рахманинова, в свое время их тоже не пускали в церковь, они тоже были такими же навороченными постмодернистами. До этого пели Аллеманова, Глинку и Львова. А те, в свою очередь, в начале XIX века были прогрессивистами. Всё время на земле русской происходит ассимиляция. Русские не изобрели ни оду, ни кантату, ни симфонию, ни романс. Но как только что-то попадало на нашу территорию, оно сразу бралось в серьезные адаптационные народные рукавицы и сразу поднималось до высочайших образцов.
Со мной работают композиторы, мои современники и друзья. Это Михаил Гоголин из Вологды, Владислав Панченко из Петербурга, Владимир Пономарев из Красноярска...
– Получается, музыка отталкивается от церковной традиции, но живет уже в других стенах?
– Она и в церковных стенах живет. Это зависит от вкусов и «продвинутости» духовенства.
– А ваш хор выступает и в церкви?
– Конечно! Мы недавно пели в Александро-Невской лавре в Петербурге на закрытии христианского международного форума кино. Нам дали 20 минут, и мы с удовольствием пели современную духовную музыку.
– В зале школы им. Глинки, очень современном, было всё же ощущение некоторой странности. Когда все эти формулы звучат вне стен церкви, и это не молитва, не обряд – это представление.
– В церкви музыка играет подчиненную роль, она находится под молитвой. А на сцене концертного зала – имеет первостепенное значение. Все композиторы знают, что часть их творчества будет звучать за пределами храмов. Между прочим, у Рахманинова его «Всенощное бдение» впервые прозвучало в 1914 году в Дворянском собрании. 80 человек пели – 50 мальчиков и 30 мужчин. А церковь ответила категорическим отказом.
У Чайковского его литургия впервые прозвучала в студенческой часовне при Московской консерватории. Пели студенты. Как написали потом в рецензии: «Пели чистенько, аккуратно, богобоязненно. Не очень фальшивя». А теперь музыка Чайковского и Рахманинова звучит в церкви повсеместно. Поэтому есть надежда и у современных композиторов, что их произведения будут исполняться... частенько. Но потом.
– Насколько часто вы выступаете с духовной программой?
– Такие рождественские концерты мы даем каждый год. На них невозможно исполнять одну и ту же программу, иначе зрителям будет неинтересно. И певцам необходимо нечто новое – среди них зрелые люди, на пятом-шестом десятке. Самодеятельность предполагает не профессиональное вбивание материала, чтобы потом сыграть в 20 городах одно и то же, а знакомство с пьесами, их разучивание, исполнение...
Как минимум раз в год хор участвует в фестивалях православной музыки, на них мы также не можем привозить одну и ту же программу. Каждый год нас зовут в Болгарию, где тоже надо представить что-нибудь новенькое.
– Какое место занимает духовная музыка в репертуаре хора?
– Примерно четверть. Всего у нас в сезон появляется порядка 40 новых пьес, из них 10 – духовные. Наш коллектив поет музыку самую разную – светскую, околодуховную, эстрадную... Вот сейчас на «Человеке года» будем петь произведения на английском языке. (На церемонии «Человек Года» ТКХ вместе с певицей Татьяной Комаровой исполнил, в частности, хит Майкла Джексона «We're the world» и джазовый шедевр «Go down Moses (Let my people go)». – В.И.)
– Также на концерте звучали произведения двух болгарских композиторов…
– Болгары говорят на своем языке, но прекрасно понимают русский. Это делает общение легким, удобным, качественным. Поморийский фестиваль «Достойно есть Богородица» – удивительное событие, и туристическое, и серьезное, духовное. Артисты хора целыми семьями приезжают на Черное море, и пока дети и родные отдыхают, мы – готовимся и выступаем. Все артисты, как хоровое братство, с удовольствием воспринимают всё, что происходит на сцене, что делают их коллеги. Каждый год в Болгарии происходят премьеры, мы привозим совершенно новые идеи, дарим фестивалю ноты. А потом с радостью видим, что эта музыка исполняется уже другими коллективами.
– А прошедшим летом?
– В 2013 году мы были в Черногории – просто захотелось в новое место поехать. А в 2014-м, скорее всего, поедем в июне на 11-й фестиваль православной музыки. Подготовим новые десять произведений. Я считаю, такую музыку надо пропагандировать. Надо заниматься тем, к чему лежит душа.
Беседовал Владимир ИМПАЛЕР,
фото автора
См. в той же рубрике: